|
справа изображался древний значок, а слева — его шумерские, аккадские и
хеттские эквиваленты, были найдены в Богазкёе в архиве ассирийских колонистов
[136, с. 114].
Учеба была привилегией детей жрецов и обеспеченных родителей.
Занятия по письму и литературе состояли в Тщательном переписывании и заучивании
классических поэм и эпосов объемом от 50 до 1000 строк (что аналогично
использованию хрестоматийного и дидактического материала в нашей системе
образования). Обнаружено множество школьных табличек дисковидной формы,
когда-то изготовленных из влажного комка глины (рис. 34).
Занятия продолжались с утра до вечера. Сначала студенты учились копировать
значки, затем переходили к изучению их фонетики и идеографических значений,
работая со словарями. Далее шло копирование «классических» литературных текстов.
Параллельно шло изучение арифметики и других предметов. Дисциплина
поддерживалась достаточно жестко — наказанием палками. Учителя пользовались
непререкаемым авторитетом, и ученики благоговели и трепетали перед ними [136, с.
88–91].
Одним из первых обнаруженных «школьных» документов был текст о буднях учащегося.
Проблемы у него были хорошо нам знакомые. Школа была не близко, и приходилось
рано вставать. Боясь опоздать, учащийся просил мать поскорей приготовить
завтрак. Как правило, он брал с собой на занятия две булочки. Больше всего он
боялся, что за какую-то провинность в школе его накажут палками [127, с. 17–22].
Безусловно, как и во все времена, в Шумере существовала проблема отцов и детей.
Таблички 37-вековой давности излагают мораль, прочитанную отцОм-писцом
непутевому сыну-лентяю. Отец призывает сына ходить в школу, хорошо учиться и
изучать опыт прошлого, а не слоняться по улице без дела. Он укоряет отпрыска —
дескать, я не заставлял тебя погонять быков, ходить за плугом, искать топливо и
т. п., а ты вырос и стал хуже, чем сыновья других родителей, и к тому же не
хочешь идти по стопам отца и быть писцом! [127, с. 26–30].
Представляет интерес и отношение шумеров к смерти. Они воспринимали уход из
жизни как нечто естественное, как именно уход или отъезд в другой город или
другую страну. Эту «страну» шумеры называли Кур, и она являет собой прототип
иудейского Шеола и греческого Аида. Отправляющихся туда людей встречает
«человек в лодке» и перевозит «на другой берег». В эпосе о царе Ур-Намму
говорится, что после смерти он попал в Кур и его там встретил сам легендарный
Гильгамеш [127, с. 180–184].
Полагали, что умерший царь продолжает властвовать и в ином мире, поэтому
считалось само собой разумеющимся, что вслед за ним отправлялась свита, воины,
колесницы, сокровища и т. п. (рис. 35). Среди 1850 могил, изученных Л. Вулли в
1926–1931 годы, 16 были царскими захоронениями. В 1929 году он описал одно из
таких погребений в книге «Ур Халдейский». Помимо несметных богатств в
усыпальнице было найдено 74 человеческих скелета. Историки отмечают, что
церемония эта была добровольной. Не было никаких признаков насилия; не были
нарушены даже прически женщин, обычно украшенные золотыми и серебряными лентами.
Как считают, мужчины и женщины сами спускались в могильный ров и усыпальницу,
выпивали приготовленное для них в кубках зелье и спокойно погружались в
беспробудный сон. Это было не массовое убийство или самоубийство. Просто эти
люди шли служить своему владыке в другой мир [253, с. 90, 116].
Ритуал провода в иной мир был спокойным, упорядоченным и торжественным. Звучала
музыка, в определенном порядке произносились молитвы. Считалось, что умершего
встречают и сопровождают Илу (бог, мужское начало), Ламассу (нечто подобное
ангелу, женское начало) и сопутствующие духи мужского (шед) и женского (иштар)
рода.
Множество шумерских статуэток и фигурок, найденных в храмах, изображают стоящих
или сидящих людей с руками, сложенными в молитве (рис. 36 а, б, в). По всей
видимости, свою жизнь жители Двуречья неразрывно связывали с богами и служением
им. Обнаруженные тексты молитв свидетельствуют о высоком уровне развития
религии. Аккадский текст дает верующему такие рекомендации: «Молись своему богу
каждый день. По доброй воле приноси подношения своему богу… Молитву, смирение,
покорность преподноси ему каждый день, и тогда на твою молитву воздастся» [253,
с. 150]. Как и в наше время, существовало немало прорицателей, специалистов по
изгнанию злых духов, и т. д.
Итак, Шумер можно по праву считать наиболее высокоразвитой древней цивилизацией
послепотопного периода. Наряду с примитивными технологиями и представлениями у
жителей Месопотамии имелись обширные системы знаний, порой не уступающих
научным достижениям XX века. В наше время авторы фундаментальных открытий и
технических новшеств хорошо известны. Шумеры же все свои знания ставили в
заслугу существам, спустившимся некогда с небес в удивительных летательных
аппаратах и кардинально повлиявших на всю древнюю историю. Этих существ они
называли «анунаки».
|
|