|
быту люди нередко ходили босиком, хотя существовала и достаточно разнообразная
обувь (сандалии с ремешками, сапоги и пр.) [253, с. 27]. Шумерские женщины
ежедневно пользовались косметикой и парфюмерией. Они подводили брови и ресницы,
пользовались румянами, помадой и тенями для глаз. На кожу наносились красивые
татуировки, а ладони рук и ступни ног красили хной. Всевозможные
соответствующие аксессуары хранились в глиняных баночках и раковинах.
Использовались также бронзовые зеркала с ручкой и гребни из слоновой кости или
дерева. Прочие туалетные принадлежности (резец, пинцет, ножичек и т. п.) они
носили при себе на колечке [120, с. 73–74].
Быт шумеров был незамысловат и напоминал знакомые нам сцены. Дворы при домах,
как правило, засаживались густолиственными деревьями и кустарниками («сурбату»),
что помогало сохранять прохладу и уберегало тенелюбивые садовые культуры от
прямых палящих лучей солнца. У входа в дом стоял специальный кувшин для
омовения рук.
Мужчины и женщины имели равные права. Историки объясняют это тем, что в
шумерском пантеоне боги и богини были равноправными и вместе обсуждали все
вопросы на «небесных советах». Со временем из-за экономических проблем,
возникавших у мелких земледельцев, возник обычай выдавать дочерей замуж по
брачным контрактам. Однако и при этом женщины имели равные с мужчинами права,
могли появляться в суде и имели собственные печати-подписи [136, с. 98].
Мужчины в основном проводили день вне дома. Женщины — напротив — хлопотали по
хозяйству. Пище и рецептам уделялось большое внимание. Завтрак был обильным.
Большую часть года стояла жаркая погода, поэтому обед был наименее значимым по
количеству пищи. На послеобеденный отдых отводился «тихий час». С наступлением
вечерней прохлады жизнь в городах и селениях оживала. Известно, что мужчины
любили играть в гонки (разновидность игры в нарды): в захоронениях были
обнаружены игральные доски и фишки (рис. 31).
— На ужин собиралась вся семья. Ложки и вилки использовались, но мало; в
основном ели руками. Основными продуктами были растительные и молочные. Из
зерна изготовляли лепешки и варили кашу. Женщины нередко пекли всевозможные
пироги с инжиром, финиками и орехами, творогом. Популярностью пользовались
сладкие блюда с добавлением меда, пряностей, масла, орехов, фиников и т. п.
Рыбу очень любили и готовили во всех видах. Мясо появлялось на столе редко — по
праздникам. Дополнением к столу служила добыча охотников (антилопы, газели,
зайцы) и домашняя птица. Среди домашних животных были овцы, буйволы, олени,
молочный скот (коровы, козы).
Имелись также животные для показа, боев и охоты. Особое место занимали домашние
любимцы — ими были мангусты и хамелеоны; позже, вероятно, появились и кошки.
Кстати, при раскопках были обнаружены руководства по уходу за лошадьми [136, с.
115]. Тема одомашнивания животных в древности до сих пор остается практически
белым пятном. Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, происхождение свиней,
собак, гусей и уток не ясно. С одной стороны, в неволе дикие животные не
размножаются. С другой, налицо отсутствие переходных видов и достаточных сроков
генетической селекции. С третьей — эти животные не стимулировали развития
технологических приемов, и остается непонятной сама цель такой селекции. Важно
также и то, что домашний скот требовал изменения уклада жизни: уход за
животными, создание технологий и пунктов по переработке продукции (молока, мяса,
шерсти), соответствующего производства (стрижка овец, прядение пряжи,
ткачество, окраска тканей и т. д.).
Образование в Двуречье находилось на весьма высоком уровне. Во время раскопок
1902–1903 годов на месте города Шуруппака археологи извлекли большое количество
табличек со школьными и студенческими текстами, датируемыми 2500 годом до н. э.
Сегодня известно, что существовали школы писцов (рис. 32), в которых
профессионально готовили ученых по всем областям знаний того времени —
математике, астрономии, географии, лингвистике, грамматике, ботанике, зоологии,
минералогии, богословию и т. д. И, нужно отдать должное их познаниям, они были
весьма обширны. В 1934–1935 годы французским археологам удалось раскопать в
Ниппуре, Сиппаре, Уре и Мари школьные классы таких учебных заведений —
«эдубба» — со специальными скамьями (рис. 33).
Возглавляли шумерские школы «уммиа» (подобие профессора и директора в нашем
понимании), их помощники (преподаватели) и ответственные за посещаемость и
дисциплину. Учеба была делом долгим и нелегким, и считалось, что легче нанять
писца, чем самому много лет учиться грамоте. Поскольку школы располагались
вблизи крупных храмов, студенты нередко учились вдали от родного дома. В таких
случаях на период учебы учителя «усыновляли» их.
Обучение шло по двум направлениям: научно-техническому и
литературно-гуманитарному. В школах создавались всевозможные вспомогательные
таблицы и сборники математических задач с решениями и ответами, удобные
грамматические таблицы, двуязычные
[20]
и специальные терминологические словари. Такие словари (силлабарии), в которых
|
|