|
(скорее всего где-то между 1450 и 1300 гг. до н. э.), Иерихон был первым
городом, который они захватили. Город, безусловно, существовал на самом деле, и
стены, которые «обрушились до своего основания», когда армия Иисуса Навина семь
раз обошла вокруг них, можно отождествить с руинами стен Иерихона периода
среднего бронзового века. Есть также геологические свидетельства в пользу того,
что реку Иордан можно было перейти «по суше» - подвиг, совершенный Иисусом
Навином и израильтянами незадолго до нападения на Иерихон. Город 0ерихон
расположен на крупном разломе земной коры, подверженном сильным и внезапным
землетрясениям. В десяти из тридцати зарегистрированных землетрясений, включая
одно в 1927 году, грязевые оползни перегораживали русло реки Иордан и на
один-два дня останавливали ее течение. Такие события, как остановка реки и
разрушение стен Иерихона, вполне могли произойти в результате одного
землетрясения. Вооружившись этими сведениями, теперь давайте познакомимся с
различными теориями, предлагавшимися для объяснения одного из самых
поразительных библейских чудес - дня, когда солнце остановилось.
Знамения и затмения
Решение загадки «долгого дня» Иисуса Навина, по-видимому, было излюбленным
времяпровождением исследователей Библии в середине XX века. Профессор Джон
Брайт, один из ведущих специалистов по изучению Библии, предположил, что
история могла появиться из-за неправильного понимания сути молитвы Иисуса
Навина. По мнению Брайта, израильтяне планировали совершить внезапное нападение
под покровом плотного утреннего тумана, а Иисус Навин молился о том, чтобы
солнце не появилось слишком быстро и не рассеяло туман. Теория Брайта не
столько объясняет библейскую историю, сколько опровергает ее. В Библии ничего
не сказано ни о тумане, ни о внезапном нападении. Фактически Иисус Навин
возносит свою молитву в середине сражения; если бы он молился лишь о продлении
тумана, то удивительно, как это событие стало столь памятным с самого начала.
В другом предположении, выдвинутом исследователем Библии Р. К. Фуллером,
падение «огромных камней» интерпретируется как сильный град. Фуллер предположил,
что буря продолжалась целый день, закрывая свет солнца и луны. Как и Брайт, он
склоняется к отрицанию ясного смысла библейского текста - ведь в книге Иисуса
Навина говорится не об исчезновении солнца и луны, а о неестественном продлении
светового дня.
Более взвешенный подход был предложен в 1968 году археологом и специалистом по
истории Ближнего Востока Джоном С. Холладэем в статье под провокационным
заголовком «День (дни), когда луна остановилась». Хотя большинство
комментаторов сосредоточилось на движении солнца, Холладэй обратил внимание на
тот факт, что Иисус Навин обращался в своей молитве еще и к луне. По мнению
Холладэя, ключ к пониманию этого загадочного стиха из Библии заключается в том,
что к солнцу и луне обращались с просьбой быть на небе вместе в день битвы с
аморритами.
Затем Холладэй изучил обширные труды по предзнаменованиям, пророчествам и
астрологии, сохранившиеся со времен Древнего Вавилона (нынешний южный Ирак).
Древние ближневосточные календари, как и наш собственный, были основаны на
движении солнца и луны. При введении соответствующей поправки полная луна
впервые должна была появляться на небе вместе с солнцем в середине месяца,
состоявшего из двадцати девяти дней - то есть четырнадцатого числа. Древние
вавилоняне считали это благоприятным предзнаменованием для народа. «Земля будет
довольна… радость поселится в сердцах людей», - написано на одной из их обетных
табличек. Однако если солнце и новая луна появлялись в небе вместе 13 или 15
числа, то это предвещало несчастья и поражения от врагов.
По словам Холладэя, в свете этих текстов «смысл 12-го и 13-го стиха из 10-й
главы книги Иисуса Навина едва ли может быть более ясным». Это была молитва о
благоприятном предзнаменовании, чтобы солнце и луна находились на небе
одновременно («в оппозиции») в течение всего дня битвы. Вполне возможно, что
древние иудеи разделяли веру вавилонян: если луна оставит своего «партнера» в
начале дня, случится несчастье. В интерпретации Холладэя «остановиться»
означает не «прекратить движение», а скорее «быть на своем месте».
Однако изящное объяснение Холладэя относится только к молитве Иисуса Навина, а
не к следующему стиху, из которого явствует, что именно солнце, а не луна,
играло более важную роль в этой истории: «Стояло солнце среди неба и не спешило
к западу почти целый день». Холладэю пришлось предположить, что это был более
поздний комментарий, добавленный писцом, который неправильно понял истинный
смысл молитвы Иисуса Навина. Поэтому, хотя Холладэй хитроумно извлек из текста
новое смысловое значение, оно, по его собственным словам, было неприемлемым для
древних израильтян. Иудейский историк Иосиф Флавий, который в I в. н. э.
переписал и представил библейскую историю для греко-римских читателей, очевидно,
не согласился бы с мнением Холладэя. Для него в тексте ясно говорится о
неестественном продолжении светового дня:
«Вдобавок и день тогда продолжался для того, чтобы наступление ночи не помешало
полной победе евреев… А что день тогда действительно удлинился сверх
обыкновения, это засвидетельствовано в священных книгах, лежащих в храме»
15
|
|