|
После широко растиражированных, но совершенно необоснованных утверждений
Хоукинса появился гораздо более серьезный труд по археологической астрономии.
Это было исследование около 500 каменных кругов, рядов и отдельных камней,
выполненное Александром Томом, профессором инженерии в Оксфордском университете,
который, как и Локайр, посвящал свои летние отпуска и выходные дни изучению
странных мегалитических монументов. Его работа продолжалась более 20 лет.
В серии своих книг Александр Том изложил подробные доказательства, которые, по
его мнению, должны были привести к переосмыслению археологических взглядов на
достижения доисторических европейцев в области геометрии, картографии и
астрономии. По мнению Тома, мегалитические конструкции планировались с
использованием стандартной меры длины - примерно 2,72 фута, - которую он назвал
«мегалитическим ярдом». Но как такая степень точности могла поддерживаться во
всей стране? Если представить эталон в виде шеста длиной 2,72 фута, с которого
последовательно снимались копии, воспроизводившиеся в других местах, то со
временем погрешность измерений должна была неизбежно возрастать. Том осознавал
серьезность этой проблемы и предположил, что «где-то существовал центральный
пункт, где изготовлялись стандартные шесты для измерений».
Впечатление от точной планировки подтверждалось формой каменных кругов. Том
обратил внимание на одно обстоятельство: в то время, как некоторые круги имели
форму окружности, другие тяготели к более сложным геометрическим формам,
включая овалы и эллипсы. Несколько кругов было даже образовано соединением
целого ряда широких дуг. Том считал, что строители монументов первоначально
достигли больших успехов в теоретической геометрии, включая пифагорейские, или
прямоугольные, треугольники, почти за 2000 лет до древнегреческих математиков.
Желая придать своим сложным построениям более постоянную форму, они «овладели
элементарными геометрическими конструкциями» в строительстве мегалитических
монументов.
Мегалиты не только обнаруживают глубокое понимание геометрии; в них есть
последовательные соответствия с солнечными и лунными феноменами. Том возродил
предположение Локайра о восьмеричном солнечном календаре, но, по его мнению,
календарь был более сложным, с шестнадцатеричным делением года. Он сделал
далеко идущее предположение о том, что монументы вдоль Атлантического побережья
от Шотландских островов до Бретани в северной Франции были установлены для
точных наблюдений за движениями Луны в течение столетий, с целью предсказания
затмений. Большое количество монументов привело его к мысли, что новые
обсерватории создавались по мере того, как движение небосвода выводило из строя
уже существующие. Однако, по мнению Тома, за огромными усилиями строителей
стояли неоднозначные мотивы. Главным из них было чисто научное любопытство: Том
рассматривал своего мегалитического астронома как прообраз современного ученого.
«Он не больше знал, куда приведут его эти поиски, чем любой современный ученый,
пытающийся предсказать итог своей работы. Древними людьми двигала такая же
потребность в изучении явлений природы, что движет учеными в наши дни».
За этими интеллектуальными мотивами стояло более эгоистичное желание
производить впечатление на обычных членов общества глубокими познаниями о
небесных светилах, которыми обладали жрецы-астрономы.
Археолог Юэн Маккай предпринял логичный шаг, попытавшись определить
местонахождение «штаб-квартиры» жрецов-астрономов. Он обратился за возможными
аналогиями к индейцам майя Центральной Америки (см. «Расцвет и упадок культуры
майя» в разделе «Пропавшие земли и катастрофы»), следуя интерпретации городов
майя как ритуальных центров, населенных лишь элитой жрецов-астрономов. В
поисках чего-то похожего в доисторической эпохе Маккай изучал «хенджи» позднего
неолита (2800-2200 гг. до н. э.). Хотя Стоунхендж является наиболее известным
из них, есть другие, более крупные экземпляры - например Даррингтон Уоллс,
всего лишь в двух милях от Стоунхенджа. В 1960-х годах при археологических
раскопках внутри нескольких «хенджей» в Южной Англии были обнаружены деревянные
круги, которые посчитали остатками храмовых строений, и большое количество
гончарных изделий с плоским дном, известных под общим названием «рифленая
посуда».
Маккай ухватился за эти «мега-хенджи», приняв их за искомые «центры
астрономической подготовки» - деревянные круги были остатками жилых помещений,
а «рифленая посуда» рассматривалась как особая принадлежность общественной
элиты. Для тех областей страны, где «мега-хенджи» отсутствовали, он предположил,
что для древних ученых были построены целые поселки с каменными домами. Даже
там, где не было никаких следов жилья, наличие жреческой элиты устанавливалось
по мегалитическим монументам, сохранившимся до наших дней. В подтверждение
своей аналогии с Центральной Америкой Маккай задавал вопрос: не могут ли
каменные круги быть архитектурно более грубыми, но в ритуальном отношении
такими же сложными эквивалентами храмов майя?
Том и Маккай выступили с важными тезисами, которые, при достаточной поддержке,
должны были привести археологов к переосмыслению их представлений о
доисторической Британии. Традиционно считалось, что люди жили здесь небольшими
общинами, элиту которых составляли местные вожди, а не жрецы-астрономы.
Однако все их интерпретации столкнулись с жестким сопротивлением. Вопрос о
«мегалитическом ярде», по существу дела, решался с помощью статистики, и
математик Дуглас Хегг выступал здесь на переднем фронте. Пользуясь
статистическими методами, разработанными после публикации книг Александра Тома,
Хегг доказал с большой степенью вероятности, что каменные крути и другие
|
|