|
военных труб? Или храмом, где возносили хвалу единому милосердному Богу? Или
его жители почитали идолов, сделанных собственными руками, и складывали
жертвоприношения на камни перед ними? Все вокруг было окутано темным,
непроницаемым покровом тайны, и каждая новая находка лишь усиливала это
впечатление».
Расцвет майя
Сто пятьдесят лет кропотливых археологических исследований позволяют нам
сегодня понять, как появилась культура майя, превратившая дождевой тропический
лес Центральной Америки в развитую цивилизацию. В X веке до н. э. майя были
оседлыми земледельцами, выращивавшими различные культуры на лесных расчистках,
которые затем превращались в деревни. По некоторым признакам, в их обществе
царило равноправие, без авторитарных властителей или ритуальных центров. Затем,
в промежутке между VIII и V вв. до н. э., в обществе майя начинают появляться
признаки правящей элиты - сначала в виде замысловатых погребальных монументов.
В Лос-Мангалес (долина Салама в высокогорной Мексике) вождя хоронили на
специальной погребальной платформе, сопровождая ритуал человеческими
жертвоприношениями и богатыми загробными дарами из нефрита и ракушек. Немного
позже был построен ритуальный центр в Эль-Портоне, с земляными террасами и
платформами, где воздвигались алтари и стоячие камни, один из которых был
снабжен высеченной надписью - увы, слишком плохо сохранившейся для расшифровки.
В низменных равнинах Гватемалы и полуострова Юкатан огромные ритуальные центры
возникли внезапно в VI в. до н. э. В районе Накбе на севере Гватемалы скромное
поселение быстро превратилось в город. На руинах первоначального поселения была
воздвигнута огромная платформа, на вершине которой находилось несколько
террасированных зданий высотой до 60 футов. Без сомнения, здесь мы видим
признаки более сложной организации общества.
С 400 до 250 г. до н. э. крупные ритуальные центры появились во всех регионах,
населенных майя; многие из них были построены на месте вырубок в тропических
дождевых лесах, покрывающих южные низменности Гватемалы, Белиза и Мексики.
Главенствующее положение в этих городах занимали террасированные платформы,
иногда образующие колоссальные храмы-пирамиды. Из блоков известняка
воздвигались роскошные дворцы со сводчатыми залами, которые вписывались в общий
архитектурный ансамбль, подчеркивавший роль наиболее важных зданий в городе.
Просторные площади были огорожены рядами стоячих камней. Появился изощренный
стиль искусства, который можно видеть в барельефах, настенных росписях и
прекрасной расписной керамике из обожженной глины. Иероглифическая письменность
получила широкое распространение; надписи можно датировать с помощью Долгого
Счета майя - сложной и невероятно точной календарной системы (см. приложение
«Календарь майя» в этом разделе).
Наиболее впечатляющим из сохранившихся ранних архитектурных центров является
Эль-Мирадор в Гватемале, который был заброшен и больше никогда не отстраивался.
В этом огромном городе есть центральный район, протянувшийся на полторы мили с
запада на восток. Он образован ансамблем величественных храмов-пирамид,
достигающих высоты 200 футов над покровом леса. Всего сохранилось два ряда
пирамид и платформ, соединенных каменной мостовой.
В восточной группе доминирует пирамида Данта со своими платформами,
покрывающими площадь около 2 000 000 квадратных футов. Эта огромная пирамида и
площадка, на которой она покоится, имеет общую высоту 230 футов, с небольшими
надстройками наверху - по всей видимости, это самый крупный отдельный монумент
древней культуры в обеих Америках. (Великая пирамида Хеопса в Египте имеет
вдвое большую высоту.) В западной группе выделяется пирамида Тигра высотой 180
футов, объем которой составляет примерно 13 000 000 кубических футов. В
Эль-Мирадоре впечатляют не только внушительные размеры строений: гигантские
алебастровые маски божеств обрамляли лестницы, ведущие к верхним храмам,
приводя верующих в состояние благоговейного трепета. Под пирамидами расположены
другие помещения - возможно, роскошные гробницы правителей. К сожалению, теперь
они практически полностью разграблены.
Эти монументы ясно свидетельствуют о том, что майя преуспели в построении
цивилизации в дебрях дождевого леса, но кто правил в городах? Первые
исследователи считали города майя чисто ритуальными центрами, где жили только
миролюбивые правители-жрецы со своей свитой, и только в большие праздники здесь
собирались жители окрестных поселков. Британский специалист по истории майя сэр
Эрик Томпсон, работавший в чикагском музее Филд, полагал, что центральное место
в кодексе майя занимало преклонение перед религиозной властью: «Преданность,
дисциплина и уважение к власти способствовали возникновению теократии».
Однако эта эпоха не была мирным периодом под управлением аскетических жрецов,
живших в одиночестве среди огромных храмов. Несколько прорывов в изучении языка
майя, совершенных за последние 25 лет, позволили нам вникнуть в смысл их
иероглифической письменности. Хотя Томпсон и другие исследователи предполагали,
что надписи вне храмов относятся к отвлеченным вопросам астрономии и
календарных дат, интересным только для жрецов, современные переводы без тени
сомнения доказывают, что города находились под управлением светской
аристократии с весьма воинственными взглядами. Иероглифические надписи на
монументах в основном служили для записи свершений правителей майя, особенно
увековечения военных побед. За пределами храмов воздвигались «триумфальные
|
|