|
В случае с Содомом и Гоморрой мы имеем сходное историческое свидетельство.
Разрушение Содома обсуждалось многими античными авторами, включая греческого
географа Страбона и римского историка Тацита (оба - I в. н. э.). Страбон и
Тацит были убеждены в достоверности библейской истории по той простой причине,
что люди все еще могли своими глазами увидеть руины погибших городов - конечно,
если они были готовы преодолеть все тяготы пути и выдержать враждебный климат
«страны Содомской».
Наилучшее описание окрестностей Мертвого моря в I в. н. э. принадлежит
иудейскому историку Иосифу Флавию, пересказавшему историю своего народа для
греко-римских читателей. По всей видимости, Иосиф сам видел то, о чем он пишет:
«К нему (Мертвому морю) примыкает область Содома, некогда богатая своим
плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как
говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь
существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно видеть тени пяти
городов. Каждый раз появляется вновь пепел в виде неизвестных плодов, которые
по цвету кажутся съедобными, но как только ощупывают их рукой, они превращаются
в прах и пепел. Таким образом древние сказания о Содомской стране
подтверждаются наглядно»
6
.
В более современную эпоху легко было прийти к выводу, что Иосиф Флавий просто
выдумал все это. Уильям Уистон, чей перевод «Иудейских войн» был опубликован в
1837 году, сокрушался из-за недостатка достоверных свидетельств:
«Отдаленное положение на крайней южной оконечности Содомского моря, в диких и
опасных пустынях Аравии, крайне затрудняет изучение этого места для пытливых
путешественников. Что касается сообщений местных жителей, их нельзя считать
вполне удовлетворительными».
Ситуация не прояснилась и в 1894 году, когда Джордж Адам Смит написал свой
основополагающий труд по географии Святой Земли. Изучение пресловутой «страны
Содомской», названной им «адом, над которым сияет солнце», почти не
продвинулось с тех пор, и Смит пришел к выводу, что руины города попросту
исчезли с лица земли. Другие ученые утверждали, что никакого города вообще не
было. После триумфа дарвиновской теории, отрицающей важное значение катастроф и
ценность Библии как исторического памятника, такое мнение стало особенно
распространенным в академических кругах.
Даже исследователи Библии мало что могли сказать в пользу гипотезы о реальности
Содома и Гоморры. В своей статье в престижной «Библейской энциклопедии»,
изданной в 1903 году, преподобный Т. К. Чейн (профессор востоковедения и
интерпретации Священного Писания в Оксфордском университете) истолковал историю
Содома и Гоморры как вариант знакомого мифа о катастрофическом наводнении, где
грехи людей наказываются Великим Потопом. Праведный Лот, выживший вместе со
своими дочерями, рассматривался как аналог Ноя, пережившего Потоп вместе со
своей семьей. Чейна не смущал тот факт, что в библейской истории о Содоме и
Гоморре не было ни слова о наводнении. Не вполне соглашаясь со своим немецким
коллегой, выдвинувшим гипотезу о «сухопутном потопе» (что бы это ни означало),
Чейн удовлетворился предположением, что в оригинальной версии речь шла о
наводнении - не больше и не меньше. Скептиков, должно быть, восхищала его
одухотворенная защита Священного Писания.
Города на равнине
В 1924 году команда археологов, возглавляемая Уильямом Фоксуэллом Олбрайтом,
который впоследствии стал величайшим из «библейских археологов» XX века,
преодолевала мучительную жару в засушливых пустошах к юго-востоку от Мертвого
моря. Перед учеными стояла задача: выполнить первое археологическое
исследование этого района. В местечке под названием Баб-эль-Дахра они
обнаружили остатки поселения бронзового века. После сбора немногочисленных
глиняных черепков название «Баб-эль-Дахра» было внесено в археологические карты
Иордана.
Кое-какие раскопки проводились в 19б0-е годы, но лишь после более обширных
изысканий начиная с 1975 года и далее археологи начали осознавать истинные
размеры открытия. Под песками и пылью пустыни, где сейчас едва теплится жизнь,
находилось крупное поселение, датируемое ранним бронзовым веком (примерно
3100-2300 гг. до н. э.).
Баб-эль-Дахра теперь известна как один из древнейших городов Палестины. Хотя ее
раскопки далеки от завершения, археологи уже выявили храм, другие культурные
центры и остатки мощной защитной стены толщиной 23 фута, сделанной из камня и
глиняных кирпичей. Но самым неожиданным открытием стало расположенное
поблизости кладбище, одно из крупнейших на Ближнем Востоке. По различным
оценкам, там находится до 20 000 захоронений, содержащих останки полумиллиона
людей (а также около трех миллионов горшков с погребальными дарами).
|
|