|
круговые каналы и соединявший их с морем. Они построили над каналами огромные
мосты и возвели высокие стены в каждом кольце обороны, заключив их в металл:
внешняя стена сияла бронзой, следующая была покрыта оловом, а внутренняя -
орихалком, неизвестным металлом, «сверкавшим как огонь». Во внешних районах
города они построили гавань, склады и казармы, насадили священные рощи и
воздвигли храмы в честь богов. На центральном острове находилось чудо из чудес
- дворцовый комплекс. Главный храм (посвященный Посейдону и его жене, нимфе
Клейто
3
) был покрыт серебром, а его шпили сверкали золотом. Крыша была сделана из
сплошной слоновой кости, инкрустированной драгоценными металлами. Размеры храма
в три раза превышали Парфенон в Афинах. Внутри - изображения первых правителей
и правительниц Атлантиды, а также золотая статуя Посейдона, которая почти
касалась крыши на высоте 300 футов. (Для сравнения, нью-йоркская статуя Свободы
имеет высоту 151 фут и стоит на 155-футовом пьедестале.)
В описании Платона нет никаких свидетельств, которые могли бы оправдывать
цветистое многословие некоторых популярных книг об Атлантиде. Там нет ни
летающих машин, ни лучевых пушек, ни мудрецов, обладающих таинственными
экстрасенсорными способностями, ни загадочных намеков на то, что атланты
заигрывали с опасными космическими силами.
В то же время многое из того, о чем пишет Платон, например
инженерно-технические достижения и высочайший уровень материального
благополучия, должно было выглядеть как «научная фантастика» в то время, когда
были написаны его диалоги (360-350 гг. до н. э.). Масштаб всего сказанного им
об Атлантиде поражает воображение: от размеров континента и величия его
технологии до огромного периода времени, когда существовала цивилизация
атлантов. Египетская цивилизация считалась старейшей в Средиземноморье, и греки
уважали ее за вековую мудрость. Однако Атлантида, предположительно, была
гораздо древнее Египта.
Описание Платона казалось таким нереальным, что его бывший ученик, философ
Аристотель (384-322 гг. до н. э.), считал Атлантиду обыкновенной выдумкой.
Против этого мы имеем неоднократные заверения, вложенные Платоном в уста Крития
(который рассказывает об Атлантиде в диалогах «Тимей» и «Критий»), что все это
«чистая правда». Критий был родственником Платона, фактически его прадедушкой.
Считалось, что история об Атлантиде передавалась в семье из поколения в
поколение, начиная от отдаленного родственника Солона, сочинившего эпическую
поэму об Атлантиде незадолго до своей смерти. Если Платон считал свое описание
художественным вымыслом, то он косвенно обвинял своих выдающихся родственников
в обмане, что, хотя оба они к тому времени уже давно умерли, представляется
маловероятным.
Итак, мы остаемся наедине с загадкой, будоражившей пытливые умы еще со времен
Платона: является ли его история выдумкой от начала до конца, или же за ней
стоит какая-то историческая правда?
Атлантический континент?
Прежде всего возникает идея поискать остатки Атлантиды там, где они должны быть
по словам Платона. Если воспринимать его описание буквально, то мы должны
искать свидетельства существования Атлантиды по оконечности всего
Атлантического океана, включая обе Америки, которые якобы были связаны с
Атлантидой цепочкой островов.
Глубокая убежденность в существовании Атлантиды была главным аргументом Игнация
Доннелли (1832-1901), эксцентричного американского политика и писателя, который
в своей книге об Атлантиде, опубликованной в 1882 году, собственноручно вывел
эту тему из глубокой тени, в которой она пребывала со времен эпохи Возрождения.
Доннелли перечислил десятки параллелей между доколумбовыми цивилизациями Нового
и Старого Света, от строительства пирамид и мумификации до сходных мифов и
символов, таких, как знак креста. Все это, считал он, нуждается в объяснении, и
существование Атлантиды дает такое объяснение. С точки зрения Доннелли, все
древние цивилизации были наследницами погибшей культуры: как «все дороги ведут
в Рим», так все расходящиеся линии человеческих культур, если поискать их
источник, ведут к Атлантиде.
Будучи некритичным исследователем, Доннелли бросал в котел своей теории
всевозможные параллели, которые он мог отыскать, полагаясь на их кумулятивный
эффект. Некоторые из его доводов очень слабы - к примеру, утверждение о том,
что искусство живописи «было известно по обе стороны Атлантики», абсолютно ни о
чем не говорит. Нет никакой необходимости в Атлантиде, чтобы объяснить, почему
Солнце служило объектом почитания и в Перу, и в Египте. Другие параллели -
такие, как практика мумификации, - более увлекательны, хотя жрецы в Древнем
Египте и Южной Америке пользовались совершенно разными методами.
Предполагаемое сходство между пирамидами Старого и Нового Света не выдерживает
критики. В Египте строили «настоящие» пирамиды с остроконечными верхушками.
Культовые сооружения Центральной Америки представляют собой усеченные пирамиды,
ступенчатые и с плоской площадкой на вершине для храмовых строений, где
верующие могли ощущать себя ближе к небесам. Строительство египетских пирамид
началось около 2700 г. до н. э. и продолжалось в Египте и Судане до времен
|
|