|
собой закрытое помещение, по всей длине которого в пазах борта установлены
резонаторы. Когда земные колебания проходили через Великую пирамиду, резонаторы
преобразовывали энергию колебаний в распространяющийся в воздухе звук.
Отражаясь от углов и поверхностей стен и потолка в Большой галерее, звук в
соответствии с замыслом попадал в Царскую камеру. Хотя Царская камера тоже
получала энергию, протекающую через пирамиду, большая часть энергии проходила
мимо нее. Предназначение Большой галереи заключалось в том, чтобы переправлять
энергию, проходящую через большой участок пирамиды, в резонансную Царскую
камеру. Затем этот звук; направлялся в гранитную резонирующую полость с
амплитудой, заставлявшей колебаться гранитные потолочные балки. Эти же балки, в
свою очередь, заставляли колебаться расположенные выше балки. В результате
после поступления звука и увеличения до максимума резонанса весь гранитный
комплекс превращался фактически в колеблющуюся массу энергии.
Притянуто за уши? Нет, если мы понимаем, что посетители и исследователи в
течение многих лет наблюдали многие отдельные аспекты предложенного явления.
Особенно часто многочисленные посетители со времен Наполеона упоминали
акустические свойства верхних камер пирамиды Хеопса, внутри которой
наполеоновские солдаты стреляли из своих пистолетов в потолок Большой галереи и
обращали внимание на то, что звук выстрела подобно грому многократно
повторяется на расстоянии. Ударьте по ящику в Царской камере, и вы услышите
низкий, как у колокола, звук, невероятно прекрасный и зловещий. Так уже на
протяжении многих лет поступают арабы-гиды, желая продемонстрировать этот
резонансный звук туристам, которым они показывают пирамиду Хеопса. Этот звук
даже включен в альбом Пола Хорна «Inside the Great Pyramid» («Внутри пирамиды
Хеопса»). Выяснив, какой высоты достигает звук при ударе по ящику и какой
частоты резонанс он вызывает в камере, Хорн взял с собой устройство, при помощи
которого он мог бы точно воспроизвести высоту и частоту. Он ударил по ящику и
настроил свою флейту на изданный тон, оказавшийся нотой А и колебавшийся на
частоте 438 герц. В увлекательной брошюре о своем эксперименте в Великой
пирамиде Хорн описал этот эксперимент во внутренних камерах: «Момент настал.
Пора было играть на флейте, Я вспомнил о Бене Питше из Санта-Розы в Калифорнии
и его совет ударить по ящику. Наклонившись, я ударил по внутренней стороне
ящика мясистой частью кулака В ответ тут же раздался красивый, глубокий звук.
Какой резонанс! Я помню, как он говорил, что, когда ты услышишь тот звук, то
«окунешься в историю прошедших веков». Держа принесенное с собой электронное
устройство для настройки, я вновь ударил по ящику другой рукой, и оно показало,
как и предсказывал Бен, «А» 438. Я настроился на эту высоту и приготовился
начать. (Альбом начинается именно с этого, так что вы сами можете все
прослушать.)».
[86]
И, впрямь, звук, пришедший в мою гостиную, был на удивление пленителен. Слушая
его, я понимал, почему так много людей, услышав его, испытывает чувство
благоговения: он успокаивающе действовал на нервы. Уже только из-за одного
этого альбом стоило купить. Хорн и сам писал о том, как действовал на него этот
звук: «Сидя на полу перед ящиком со стереомикрофоном в центре помещения, я
начал играть, выбрав для начала альтовую флейту. Эхо было прекрасным, около
восьми секунд. Камера отвечала на каждую ноту одинаково. Я ждал, пока эхо
стихнет, затем играл вновь. Группы звуков повисали в воздухе и затем все
возвращались в виде аккорда. Иногда некоторые ноты выделялись. Все постоянно
менялось. Я просто слушали отвечал, словно играл с другим музыкантом. Я не
готовил какой-то определенной вещи. Я импровизировал Вся музыка в тот вечер
была такой — сплошная импровизация. Следовательно, она верно выражала то, что я
чувствовал тогда»
[87]
.
Обратив внимание на жуткий характер камер фараона и царицы, Хорн забрался,
чтобы продолжить свой акустический опыт, на большую ступень около верха Большой
галереи. Здесь, по его словам, звук по сравнению с другими камерами был
довольно глухой, однако тут он услышал нечто удивительное. Исполняемая им
музыка возвращалась обратно к нему из царской погребальной камеры. Звук уходил
в Большую галерею, отражался в проходе и многократно повторялся внутри Царской
камеры!
Хорн не пытается найти объяснение данному акустическому феномену, но связывает
однако с явлениями, наблюдаемыми в Царской камере. Получалось, что ящик внутри
названной камеры был настроен на конкретную частоту, а сама камера построена
таким образом, что резонировала на звуковые волны, порождаемые в Большой
галерее и фокусированные в нее. Быть может, описанные наблюдения помогут
объяснить то, что испытал Хорн, и разгадать тайну, над которой так долго ломал
голову Питри. Он, подняв ящик, обнаружил под ним кремневую гальку, но, вместо
того чтобы выбросить ее, задумался над ее предназначением Питри писал:
Кремневая галька, помещенная под ящиком, имеет важное значение. Если бы кто-то
сейчас пожелал бы подпереть ящик, то к его услугам множество каменных обломков.
Следовательно, доставка кремня снаружи, по-видимому, свидетельствует о том, что
ящик был поднят тогда, когда в пирамиде еще не разбивали камень, и поэтому
|
|