|
собрать на месте.
Также я изучил еще одну гранитную глыбу, о которую в буквальном смысле в тот же
день споткнулся, прогуливаясь по Гизскому плато. После предварительного осмотра
я пришел к выводу, что данное изделие обрабатывали на станке с тремя осями
вращения (X-Y-Z), иначе резцом нельзя было бы работать в трехмерном
пространстве. Его точность потрясает, особенно учитывая, что у него сложная,
рельефная форма. При помощи же примитивных методов можно создать только плоские
поверхности с простой конфигурацией. Однако данный камень своей формой вызывает
у нас уже не просто вопрос «Какие инструменты использовали при его
изготовлении?», а — «Каким образом управляли режущим инструментом?» Чтобы
правильно ответить на него и, получив ответ, не испытывать неловкости, нам было
бы полезно составить некоторое представление о том, что такое контурная
обработка.
Многие современные изделия невозможно изготовить вручную. Мы создали станки,
изготовляющие штампы, которые придают нашим автомобилям, радиоприемникам и
бытовым приборам эстетичный вид. При изготовлении штампов для перечисленных
выше изделий режущий инструмент должен точно двигаться по заранее определенному
маршруту в трех измерениях. Развитие компьютерного обеспечения привело к
появлению трехмерных прикладных программ, одновременно следящих за тремя и боже
осями движения. Обработка рассматриваемого мною древнеегипетского артефакта
потребовала бы наличия не менее трех осей движения. Когда станкостроительная
отрасль была еще сравнительно молодой, окончательная доводка изделия
осуществлялась вручную, по шаблону В настоящее время, после появления
высокоточных станков с программным управлением, необходимость в ручном труде
практически отпала. Потребность в нем возникает только при удалении с
поверхности следов, оставленных инструментами. Если изделие было изготовлено на
таком станке, то на нем должны были остаться следы от инструмента. Их я и
обнаружил в Гизе на открытом воздухе, к югу от пирамиды Хеопса, примерно в 100
ярдах (91,44 м) от пирамиды Хефрена (см. рис. 24).
Рис. 24. Гранитный блок
Рис. 24 (продолжение)
Здесь валяется столько камней разных форм и размеров, что не разбирающийся в
этом человек легко бы их пропустил. Специалиста же они заинтересовали и
заставили призадуматься. Я рад, что они привлекли мое внимание и что у меня под
рукой оказались необходимые инструменты. Эти два камня, один крупнее другого,
лежали рядом. Когда-то они, вероятно, были цельным куском, который впоследствии
разрушился. Мне понадобились все инструменты, которые были со мной. Меня больше
всего интересовали точность очертаний и его симметрия.
Этот объект, имевший в целом виде три измерения, напоминал своей формой
небольшую софу. Сидение представляет собой контур, переходящий в стенки ручек и
спинки. Я измерил контур при помощи лекала по трем осям его длины, начав у
смешанного радиуса возле спинки и закончив возле точки касания, которые
сходились в том месте, где встречаются радиус контура и передняя сторона.
Измерять, насколько ровная здесь поверхность, при помощи проволочного
радиусного шаблона, конечно же, не самый лучший выход. При установке проволок в
одном положении и их перемещении в другое могло произойти смещение шаблона на
горизонтали, и тут может возникнуть вопрос, можно ли вручную устранить его.
Впрочем, при помощи правила, которым я измерил в нескольких местах ось контура,
я установил, что поверхность у данного артефакта поразительно плоская. В одном
месте возле трещины свет, правда, едва пробился, но и только.
Мои манипуляции привлекли внимание, и вокруг собралась толпа. Практически
невозможно пройти по плато в Гизе в самые оживленные часы, не привлекая
внимания погонщиков верблюдов, едущих на ослах публики и кошмарного количества
продавцов сувениров. Не успел я достать из рюкзака инструменты, как два местных
жителя, Мухаммед и Мустафа, уже предложили мне услуги, причем плата их
нисколько не интересовала. Во всяком случае, так они мне заявили, хотя, должен
сказать, они все же оставили меня в буквальном смысле без штанов.
Смыв песок и грязь с угла боже крупного куска, я протер тенниской, которую
носил в рюкзаке, угол, чтобы сделать слепок при помощи формовочного воска.
Мустафа уговорил меня подарить ему на прощание тенниску, а я был так
воодушевлен своей находкой, что, не раздумывая, отдал. Мой другой помощник,
Мухаммед, ставил проволочный измеритель горизонтали, я же фотографировал. Затем
я взял формовочный воск, зажег спичку, растопил его и вдавил в угловой радиус.
Срезав излишек, я размазал его в нескольких местах. Пока Мухаммед держал воск,
я фотографировал. К этому времени за моими действиями уже наблюдали — старый
погонщик верблюдов и полицейский на коне.
Благодаря воску я установил, что радиус одинаков, направлен по касательной к
контуру, спинке и боковой стороне. Вернувшись в Соединенные Штаты, я измерил
восковой слепок радиусным шаблоном и установил, что подлинный радиус равен
|
|