|
Я купил билеты и на следующий день прилетел в Асуан. (После знакомства с
некоторыми египетскими обычаями у меня сложилось впечатление, что мой знакомый
египтолог уже не в первый раз подводит своих собеседников к менеджеру по
туризму). Сделанные в каменоломне метки не убедили меня в том, что строители
пирамид добывали камень, применяя только те способы, о которых рассказывают
сторонники традиционных теорий (см. рис 15). Например, в канале, проходящем
вдоль обелиска, весящего около 3000 тонн, я заметил большое коническое
отверстие, пробуренное на склоне холма в скальной породе, диаметром примерно 12
дюймов (30,48 см) и глубиной 3 фута. Оно было пробурено под углом, и его
верхняя поверхность захватывала пространство канала (см. рис. 16). По-моему,
древние строители использовали буры скорей всего для удаления лишнего материала
по периметру обелиска, сначала выбивая перемычки между пробуренными отверстиями,
а затем снимая острые выступы.
Рис. 15. Метки на гранитных блоках пирамиды Хефрена
Посещение асуанских каменоломен не прошло бесследно. После возвращения на
следующий день в Каир, прогуливаясь по Гизскому плато, я еще больше
заинтересовался метками асуанских каменоломен. Южнее пирамиды Хефрена я
обнаружил массу подобных меток. Гранитные облицовочные плиты, некогда
украшавшие ее стены, были сорваны и валялись вокруг основания. Несколько плит,
правда, местами отбитые, оставалось на прежнем месте, и тут я нашел метки,
виденные мною несколькими днями ранее в Асуане. Это меня удивило. Не принимая
во внимание невозможность теорий египтологов относительно методов добычи камня
древними строителями пирамид, я задался вопросом, имеют ли эти теории право на
существование хотя бы не с технической, а логической точки зрения. Если эти
метки оставлены теми, кто возводил пирамиды, для чего же они, потратив столько
сил, разрушили ее? По-моему, метки в Асуане и Гизе были позднее оставлены теми,
кого интересовал один гранит, а не место его происхождения.
Рис. 16. Просверленное отверстие в Асуане
Раздумывая над этим, я вспомнил об Уильяме Флиндерсе Питри, который бродил по
этому плато сто лет тому назад. Что двигало им? Какими сокровенными мыслями о
собственных исследованиях он не поделился с Королевским обществом и своими
коллегами? Он был пионером в области египтологии, и его работа оказала
громадное влияние на археологов. А о том, — что археология изучает историю
преимущественно изготовителей орудий труда и что археологи судят об уровне
развития общества по его орудиям труда и артефактам, и говорить не стоит.
Первым изобретенным инструментом был, вероятно, молоток, и с тех пор при помощи
молотка было изготовлено множество изящных и красивых предметов. После того как
человек узнал, что он способен изменять окружающий мир, используя — в разумных
пределах — силу, изготовление орудий труда приобрело привлекательность и
превратилось в один из видов человеческой деятельности. Впрочем, пирамида
Хеопса возглавляет длинный перечень артефактов, значение которых археологами,
отстаивающих традиционные теории и методы ее строительства, не находящие
подтверждения на практике, было либо не понято, либо неверно истолковано.
Археологи, в своем большинстве, считают, что найденные ими примитивные орудия
труда относятся к тому же периоду, что и артефакты. В период строительства в
Древнем Египте пирамид была возведена масса сооружений, причем множество из них
сохранилось до наших дней — а вот инструментов, которыми они были сработаны,
обнаружили мало. И потому не так-то просто объяснить существование
древнеегипетских строений. Кроме того, сохранившиеся орудия труда не дают
полного представления об уровне высокого мастерства, подтверждением которого
являются сами артефакты. Инструменты, которыми, по словам египтологов, были
созданы многие из этих немыслимых сооружений, для создания их совершенно не
годились. Испытавший сначала благоговейный восторг перед чудесами инженерного
искусства, а затем познакомившись в Каирском музее с жалкой коллекцией лежащих
в ящике медных инструментов, я ушел озадаченный и разочарованный. Несмотря на
существование поразительных архитектурных памятников Древнего Египта, мы имеем
смутное представление об уровне техники того времени.
Питри признал, что такими орудиями труда невозможно объяснить существование
древнеегипетских пирамид. Он говорит об этом в своей книге и удивляется тому,
как древним египтянам удалось подобными инструментами обрабатывать прочную
вулканическую породу. Он считал, что древние ремесленники использовали методы,
которые мы только начинаем ценить. Почему же в таком случае современные
египтологи настаивают на том, что в распоряжении древних египтян было всего
лишь несколько примитивных инструментов из меди?
Я не египтолог, а технолог. Меня мало волнует кто и когда умер, кого, быть
может, они взяли с собой и куда отправились. Я не испытываю пренебрежения к
труду гуманитариев, потративших миллионы часов на изучение данного вопроса,
однако мой интерес, а значит, и внимание, обращены в иную сторону. Когда я
изучаю какой-нибудь артефакт, стремясь выяснить, как он был изготовлен, меня
|
|