|
этап эволюции сознания.
Когда Моисей отправился в изгнание и жил в пустыне, он встретился с мудрым
старым учителем. Рогуил был эфиопским жрецом, хранителем библиотеки, состоявшей
из каменных табличек. Когда Моисей женился на его дочери, Рогуил приобщил
своего зятя к тайному знанию. Именно об этом повествуется в истории о
неопалимой купине. Когда Моисей увидел пылающий куст, не сгорающий в огне, он
увидел самого себя, не умирающего в очистительном пламени, ожидающем его по ту
сторону могилы.
Видение пылающего куста укрепило Моисея в ощущении своей миссии: вывести
сородичей в «землю, текущую молоком и медом». Он направился обратно в Египет,
собираясь попросить фараона отпустить его народ на свободу.
Когда Моисей и его брат Аарон стояли в тронном зале, Аарон внезапно бросил свой
посох на пол, где он волшебным образом превратился в змею. Фараон приказал
своим придворным магам повторить этот трюк, но когда они сделали это, змея
Аарона пожрала их творение.
Когда между Моисеем и фараоном развернулась борьба характеров, патриарх
воспользовался собственным посохом, чтобы направлять ход событий: навлекать с
неба огонь и град, призывать саранчу, разделять воды Красного моря и ударять в
скалу, из которой забил водный источник.
Что это означает? Полагаю, многие читатели уже сами нашли ответ, но народное
предание гласит, что этот посох был вырезан из дерева, которое росло в райском
саду. Глубинный смысл заключается в том, что этот посох был частью
растительного аспекта вселенной. Овладев этим аспектом в собственном теле,
Моисей, будучи адептом тайного знания, теперь мог повелевать окружавшим его
материальным миром.
Впоследствии, когда Моисей оставил попытки убедить фараона освободить его народ
и вывел евреев в Синайскую пустыню, он сошел с горы с каменными скрижалями в
руках. Моисей оказался строгим руководителем, в некоторых отношениях более
жестким, чем фараон. Его народ раз за разом не мог удовлетворить его высокие
нравственные требования. Однажды иудеи подверглись напасти в виде смертоносных
огненных змей (Числа, 7:19). Для того чтобы спасти своих людей, Моисей
прикрепил бронзовую змею поперек воздетого шеста.
В Евангелии от Иоанна (3:14) есть следующий комментарий к этому фрагменту из
Ветхого Завета: «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть
Сыну Человеческому».
Иоанн явно рассматривал бронзовую змею как предзнаменование грядущего распятия
Христа. «Вознесение» здесь означает преображение и в более широком смысле
относится к преображению материального тела человечества.
Посох, которым Моисей пользовался для наказания египтян и наставления
собственного народа, был образом змея Люцифера или животного сознания,
покоренного и исправленного силой воли и нравственной дисциплиной.
Великий дар Моисея своему народу был даром вины. Вместе с Моисеем в историю
входит понятие морали и ответственности за свои поступки.
Если посмотреть на Десять Заповедей из перспективы эзотерической доктрины,
важно отметить, что первые две заповеди запрещали использование образов в
религиозных обрядах и повелевали иудеям не чтить других богов. Следуя примеру
Авраама, Моисей создавал новый вид религии, расставшейся со сложными и
громоздкими обрядами других, более древних религий — с бряцанием кимвалов,
облаками воскурений и говорящими идолами. Старая религия стремилась умалить
осознание. Верующие получали доступ к духовным мирам, но это происходило
бесконтрольно, например, в ошеломительных и странных видениях последователей
Осириса. Моисей заменил эти видения более осмысленным и сознательным
объединением с божественным началом.
Запрещая использование образов, Моисей способствовал созданию условий,
сделавших возможным развитие абстрактного мышления.
Десять заповедей и другие законы, перечисленные в библейских книгах Исход и
Левит, образуют публичное учение Моисея. Они предназначены для всех людей. В
эзотерической традиции он также учил старейшин каббале — тайному мистическому
течению иудаизма.
Каббала является одной из главных мировых религий, и мы будем возвращаться к
разным ее аспектам.
В идеалистической вселенной человеческая форма представляет собой «микрокосм в
макрокосме». Божественные пропорции можно найти не только в аммонитах и
туманностях, но и в человеческом теле. Египтолог Р. А. Шволлер де Любич
потратил пятнадцать лет на изучение математических пропорций Луксорского храма.
Он показал, что ритуальная закладка фундамента и освящение храма называлась
церемонией «посвящения дома его хозяину». По его словам, как и в индуизме,
строительство храма в форме человеческого тела было магическим процессом.
Считалось, что если руководитель строительства совершал ошибку в конструкции
определенной части храма, он испытывал недуг или получал травму в
соответствующей части своего тела
|
|