|
справедливым правителем.
Геродот описал свой визит в святилище, где якобы был похоронен Осирис. «Во
дворе стоят гигантские каменные обелиски, а рядом с ним находится круглое
искусственное озеро. На этом озере по ночам египтяне проводят свои мистерии и
исполняют Черный Ритуал в честь смерти и возрождения существа, чье имя я не
осмеливаюсь назвать. Я знаю, что происходит… но больше не скажу ни слова».
К счастью, мы можем дополнить этот многозначительный рассказ историей Осириса в
изложении Плутарха, посвященного жреца Дельфийского оракула. В дальнейшем я
буду пользоваться текстом Плутарха в качестве основы и вставлять дополнительный
материал из других источников.
Для начала представим мир, истерзанный войной, опустошаемый чудовищами и дикими
животными. Осирис был великим охотником, «властелином животных», которого
помнили как охотника Ориона в греческой мифологии и охотника Эрна в
скандинавской мифологии. Кроме того, он был великим воином. Он избавил Землю от
хищных тварей и разгромил армии захватчиков.
Но этот великий воин погиб не в схватке с чудовищами и не на поле боя, а из-за
внутреннего врага.
По возвращении из очередной военной кампании Осириса приветствовали
восторженные толпы, подданные любили его. Хотя внешние силы постоянно нападали
на царство Осириса, его правление называли золотым веком. Это была эпоха
общественного и гражданского благоденствия. Имя Осириса связано с осеменением
(ourien значит «семя»), и то, что мы сегодня называем Поясом Ориона, является
эвфемизмом. В древности это был пенис, который становился эрегированным по мере
продвижения нового года. Все это должно обратить наше внимание на сильный
сексуальный подтекст в последующей истории.
Осирис принял приглашение от своего брата Сета явиться на торжественный обед,
чтобы отпраздновать победу.
Некоторые говорили, что Осирис спит с прекрасной темнокожей Нефтидой, женой
Сета и сестрой его собственной жены Исиды. Послужило ли это мотивом для
убийства? Возможно, Сету этого не требовалось. Причина его враждебности
заключена в его собственном имени. Он был эмиссаром Сатаны.
После обеда Сет объявил о начале забавной игры. Он изготовил красивый ящик,
похожий на гроб, но изготовленный из кедра и инкрустированный золотом, серебром,
слоновой костью и ляпис-лазурью. По его словам, тот, кому этот ящик лучше
всего придется впору, сможет забрать его.
Гости один за другим пробовали удачи, но они были слишком толстыми, слишком
тонкими, слишком высокими или слишком низкими. Наконец Осирис вышел вперед и
лег в ящик. «Он мне впору! — воскликнул он. — Впору, как кожа, в которой я
родился!»
Но радость победы улетучилась в тот момент, когда Сет захлопнул крышку. Он
заколотил ящик гвоздями и залил все щели расплавленным свинцом, металлом Сатаны.
Потом Сет и его подручные отнесли ящик на берег Нила и бросили его в воду.
Осирис был бессмертен, и Сет знал, что не может убить его, но надеялся на
всегда избавиться от него.
Ящик несколько суток плыл вниз по Нилу и в конце концов пристал к берегу у
побережья нынешней Сирии. Молодое гамариндовое дерево, росшее на берегу,
окружило ящик своими ветвями и впоследствии разрослось вокруг него, заключив
его внутрь своего ствола для защиты и сохранения. Со временем это дерево
прославилось своим великолепием, и царь Сирии повелел срубить его и изготовить
колонну, поставленную в центре его дворца.
Тем временем Исида, разлученная со своим мужем и изгнанная с трона, обрезала
волосы, зачернила лицо золой и отправилась странствовать по свету в поисках
любимого человека. Однажды она устроилась работать служанкой при дворе
чужеземного царя (проницательные читатели могут догадаться, что эта история,
которая некогда была священной драмой, разыгрываемой в египетских храмах, дошла
до нашего времени в искаженной форме в пантомиме под названием «Золушка»). Но
Исида не расставалась с надеждой найти своего мужа, и в один прекрасный день
магические способности позволили ей увидеть Осириса в ящике, заключенного в
деревянной колонне во дворце сирийского царя, где она работала. Тогда Исида
явилась в своем подлинном королевском облике и убедила царя разрубить колонну и
отдать ей ящик.
Она уплыла на ладье и высадилась на острове Хеммис в дельте Нила. Гам она
намеревалась снова использовать свои магические способности и оживить своего
мужа.
Но Сет также владел волшебными силами. Когда он охотился лунной ночью со своими
злыми слугами, перед ним внезапно возникло видение Исиды, укачивающей Осириса.
Пока она спала, Сет подкрался к любящей чете и с яростью напал на Осириса.
Исполненный решимости на этот раз довести дело до конца, он разрубил бога на
четырнадцать частей и спрятал их в разных уголках страны.
Овдовевшая Исида снова пустилась в странствия (вероятно, читателям из масонских
кругов известно, что масоны называют себя «Сыновьями Вдовы» отчасти в память о
ее поисках).
Исида носила семь вуалей, чтобы скрываться от подручных Сета. Вскоре к ней
присоединилась Нефтида, которая тоже любила Осириса и теперь превратилась в
собаку, помогавшую находить и откапывать свертки с частями тела Осириса. Им
удалось вернуть все, кроме пениса, съеденного нильской рыбой.
Они прибыли на остров Абидос в Южном Египте. Темной ночью Исида и Нефтида
|
|