|
опиумом и корнем мандрагоры использовалась для погружения в состояние транса
По мере того как мы будем продолжать попытки изучения этой мысли, она будет
поворачиваться к нам разными гранями. Сам акт изучения изменяет ее и даже
иногда вызывает противоречивые реакции. Мысль никогда не остается неподвижной.
Это живая сущность, которую нельзя точно определить с помощью мертвых букв
человеческого языка. Именно поэтому Шопенгауэр, другой проповедник мистической
философии, сказал, что «как только вы пытаетесь облечь свою мысль в слова, она
перестает быть истинной». Слова не могут передать или охватить всю сложность
образа и связанных с ним чувств.
За оборотной стороной самой простой и скучной мысли скрывается целый океан
чувств и ассоциаций.
Мудрецы древнего мира хорошо умели работать с этим материалом. За многие
тысячелетия они создали и усовершенствовали образы, воплощавшие их
мировоззрение. В школах мистерий учили, что ранняя история мира разворачивается
в виде ряда таких образов.
Прежде чем обратиться к этим мощным образам, я хочу попросить читателей
представить себе мироощущение человека, жившего в древние времена, — кандидата,
надеявшегося на посвящение в школу мистерий.
Разумеется, такое мироощущение является совершенно неправильным с точки зрения
современной науки, но по ходу истории мы будем получать все больше свидетельств
того, что многие великие мужчины и женщины намеренно культивировали такое
«древнее состояние осознания». Они верили, что это дает им понимание истинного
устройства мира, которое в некоторых отношениях превосходит современный взгляд
на мир. Они возвращались в «реальный мир» с озарениями, изменявшими ход истории,
не только вдохновлявшими их на создание гениальных произведений искусства и
литературы, но и лежавшими в основе некоторых величайших научных открытий.
Давайте попробуем представить себя в сознании человека, жившего около двух с
половиной тысяч лет назад, который идет через лес к священной роще или к
древнему храму, такому, как Ньюгрейндж в Ирландии или Элевсин в Греции.
Для такого человека лес и все, что в нем находится, наполнены жизнью, все
наблюдает за ним. Невидимые духи шепчутся в ветвях деревьев. Легкий ветерок,
касающийся его щеки, — это жест божества. Если столкновение воздушных слоев
приводит к разряду молнии — это проявление космической воли, которое, возможно,
заставит его ускорить шаг. Может быть, укрыться в пещере?
Когда древний человек входил в пещеру, он испытывал странное ощущение, словно
оказывался внутри собственного черепа, замкнутый в личном ментальном
пространстве. Если он поднимался на вершину холма, то чувствовал, как его
сознание устремляется к горизонту во всех направлениях, к самому краю космоса,
который составлял с ним одно целое. Ночью он воспринимал звездный небосвод как
космический разум.
Когда он шел по лесной тропе, то хорошо понимал, что исполняет свое
предназначение. В наши дни многие задаются вопросом: «Что будет со мной в этом
огромном и почти чужом мире?» Такая мысль была бы непостижимой для человека из
Древнего мира, где каждый сознавал свое место в мироздании.
Современный рисунок по рукописи Рудольфа Штайнера, иллюстрирующий расположение
человеческих органов согласно учению розенкрейцеров
Всему, что он видел и слышал вокруг себя — даже бабочки, танцующие в солнечном
луче, или жужжание пчелы, — было суждено случиться. Весь мир обращался к нему.
Все, происходящее с ним, было наказанием, наградой, предупреждением или
предвестием. К примеру, если он видел сову, это был не просто символ богини, а
сама Афина. Какая-то ее часть — возможно, грозящий палец — проникала в
физический мир и в его собственное сознание.
Важно понимать, как много родственных черт между человеком и окружающим миром
существовало для древних. Они верили, что любая часть человеческого организма
имеет буквальное соответствие в природе. К примеру, черви имеют форму кишок и
перерабатывают питательные вещества, как это делает наш кишечник. Легкие,
позволяющие нам свободно двигаться в пространстве, имеют форму птицы в полете.
Видимый мир представлял собой человеческую сущность, вывернутую наизнанку.
Легкое и птица — проявление одного и того же космического духа, но на разных
уровнях.
Наставники в школах мистерий учили, что если посмотреть сверху на внутренние
органы человеческого тела, их расположение отражает расположение небесных тел в
Солнечной системе.
С точки зрения древних, любая биология — это астробиология. Сейчас нам хорошо
известно, что солнце дает жизнь всем живым существам и заставляет растения
тянуться вверх, но древние также верили, что сила Луны делает растения плоскими
и широкими. Считалось, что клубни луковичных растений особенно подвержены
влиянию Луны.
|
|