|
структуре, происхождении и будущем вселенной. У нас будут ответы на все вопросы
о материальном мире, поскольку, как утверждают ученые, никакого другого мира не
существует.
Прежде чем мы узнаем секреты посвященных и начнем понимать их странные
представления об истории, важно провести различие между «смыслом» в том виде,
как это слово используется в связи с вопросами о смысле жизни, и «смыслом» в
понимании академической науки.
Юноша договаривается с девушкой о свидании, но она не приходит. Он обижен и
рассержен, он хочет понять, за что с ним так обошлись. При следующей встрече он
устраивает ей допрос. Каждый раз он спрашивает: ПОЧЕМУ?
…Потому что я пропустила свой автобус, — отвечает она.
…Потому что я поздно ушла с работы.
…Потому что я отвлеклась и забыла посмотреть, сколько времени.
…Потому что я была чем-то расстроена.
Но он продолжает давить на нее, пока не получает требуемый (в некотором смысле)
ответ:
…Потому что я больше не хочу с тобой встречаться.
Когда мы спрашиваем «почему», это можно истолковать двумя способами. Либо, как
в первых уклончивых ответах девушки, мы хотим узнать «каким образом» и получаем
последовательность причин и следствий. С другой стороны, вопрос «почему» можно
истолковать как желание узнать намерение отвечающего, чего и добивался юноша.
Сходным образом, когда мы задаем вопросы о смысле жизни и вселенной, на самом
деле мы не спрашиваем, каким образом все произошло в причинно-следственном
смысле или как возникло особое стечение обстоятельств, благодаря которому
сформировались звезды, планеты, органическое вещество и так далее. Мы
спрашиваем о том, какое намерение за этим стоит.
Поэтому ученые (во всяком случае, когда они выступают в роли ученых) не могут
ответить на большой вопрос ПОЧЕМУ, не имеющий отношения к науке в строгом
смысле слова. Если мы спросим «почему мы здесь?», нас могут засыпать ответами,
которые — как первые ответы девушки в нашем примере — на первый взгляд кажутся
совершенно обоснованными. Это грамматически правильные ответы, но они оставляют
ощущение смутной неудовлетворенности, потому что не отвечают на вопрос так, как
мы этого хотим на самом деле. В каждом из нас существует глубоко укорененное и
возможно неустранимое желание дать ответ на подобные вопросы на уровне
намерения. Ученые, не понимающие этого различия, остаются слепцами в
философском смысле, несмотря на все свои научные достижения.
Очевидно, что мы можем наполнять определенные моменты нашей жизни целью и
смыслом. Если я играю в футбол, то стремлюсь забить мяч в сетку ворот соперника,
и в этом для меня состоит цель игры, но наша жизнь в целом от рождения до
смерти не может иметь смысл без разума, существовавшего до нее и наделившего ее
смыслом.
То же самое справедливо для всей вселенной.
Поэтому когда мы слышим, как ученые называют вселенную «осмысленной»,
«чудесной» или «таинственной», следует иметь в виду, что в этих словах
заключена определенная доля интеллектуальной фальши. Атеистическая вселенная
может быть осмысленной, чудесной или таинственной лишь в том смысле, в каком
эстрадного фокусника можно назвать волшебником. Действительно, когда речь идет
о великих вопросах жизни и смерти, все научные волнения — немногим более, чем
окольное и многословное признание своего бессилия.
Сейчас нам советуют отложить в сторону «большие вопросы» о жизни и смерти.
Почему мы здесь? В чем смысл жизни? Нам говорят, что такие вопросы бессмысленны,
нужно жить и не задумываться об этом. В результате мы утрачиваем ощущение чуда
жизни и сознание того, что значит быть живым.
Я считаю, что если мы посмотрим на основы человеческого бытия под другим углом,
то сможем понять, что притязания науки далеко не так обоснованы, как нам
говорят, и что она не в состоянии обратиться к высочайшим и глубочайшим
аспектам человеческого опыта.
В следующей главе мы представим себя в роли посвященных древности и постараемся
увидеть мир из их перспективы. Мы рассмотрим древнюю забытую мудрость и увидим,
что с ее точки зрения даже те вещи, которые современная наука признает самыми
реальными, надежными и доказанными, на самом деле — лишь вопрос интерпретации,
немногим более, чем игра света и тени.
2
Короткая прогулка по древнему лесу
*********************************************************************************************
Представим себя в образе древних
Закройте глаза и представьте стол — хороший стол, за которым вам хотелось бы
работать. Каковы его размеры? Из какой древесины он сделан? Какова его форма?
Какой он: полированный, крашеный или из обычных досок? Какие еще отличительные
|
|