|
подумать. Однажды утром 1939 года молодой человек, которому недавно исполнился
двадцать один год, был сбит грузовиком при переходе через улицу. Находясь в
коме, он испытал поразительное мистическое откровение. Когда он пришел в себя,
то осознал, что это откровение (несмотря на то, что оно пришло самым
неожиданным образом) было результатом выполнения методики, преподанной его
наставником Мечиславом Котлорезиком, современным мастером братства
розенкрейцеров. В результате этого мистического переживания молодой человек
поступил в семинарию, потом стал епископом Кракова, а впоследствии — папой
Иоанном Павлом II.
Наверное, в наши дни тот факт, что глава католической церкви впервые приобщился
к духовному опыту под эгидой тайного общества, не выглядит таким шокирующим,
как раньше, потому что наука отняла у религии роль главного арбитра в
общественных вопросах. Именно наука решает, какие убеждения приемлемы, а какие
находятся за гранью разумного. В Древнем мире и в христианскую эпоху тайные
учения содержались в секрете, поскольку знакомство с ними каралось смертью. В
нынешнюю постхристианскую эпоху тайные учения по-прежнему окружены ореолом
ужаса, но это страх перед «общественной гибелью», а не смертной казнью. Вера в
существование бестелесных существ или в тайные общества, направляющие ход
истории, будет сочтена в лучшем случае чудачеством, а в худшем — сумасшествием.
В школах мистерий кандидатам, желавшим приобщиться к тайному знанию,
приходилось падать в колодец, выдерживать испытание водой, протискиваться через
очень маленькую дверь и вступать в бессвязные дискуссии с антропоморфными
животными. Это вам ничего не напоминает? Льюис Кэрролл, наряду с братьями Гримм,
Антуаном де Сент-Экзюпери, К. С. Льюисом и создателями «Волшебника из страны
Оз» и «Мэри Поппинс», является одним из многих детских писателей, которые
верили в тайную историю и философию. С помощью перевернутой логики и детского
буквализма эти авторы стремились подточить здравый смысл, материалистический
взгляд на жизнь. Они хотели научить детей думать нестандартно, смотреть на вещи
с разных сторон и освободиться от общепринятых, жестко установленных правил
мышления.
К их собратьям по духу принадлежат Рабле и Джонатан Свифт. В их произведениях
сверхъестественному не придается особого значения: оно просто существует как
данность. Воображаемые объекты считаются по меньшей мере такими же реальными,
как повседневные объекты физического мира. Эти ниспровергатели основ со своим
мягким скепсисом и резкой сатирой подрывают здравые убеждения читателей и веру
в незыблемость бытия. Эзотерическая философия нигде не выражена более ясно, чем
в «Гаргантюа и Пантагрюэле» или в «Путешествиях Гулливера», — достаточно
немного копнуть, и она является на свет.
В этой книге будет показано, что на всем протяжении человеческой истории многие
знаменитые люди втайне исповедовали эзотерическую философию и стремились к
мистическим состояниям, которым учили в тайных обществах. Можно возразить, что
поскольку они жили в то время, когда даже наиболее образованные люди не имели
всех интеллектуальных преимуществ, которые дает современная наука, то вполне
естественно, что Карл Великий, Данте, Жанна д’Арк, Шекспир, Сервантес, Леонардо
да Винчи, Микеланджело, Мильтон, Бах, Моцарт, Гете, Бетховен и Наполеон имели
убеждения, которые теперь считаются устаревшими и дискредитированными. Но в
таком случае разве не удивительно, что многие современные люди разделяют такие
же убеждения — причем не только безумцы, одинокие мистики или фантасты, но
также основатели современного научного метода, гуманисты, рационалисты,
освободители, просветители и борцы с предрассудками, модернисты, скептики и
насмешники? Могли ли те самые люди, которые внесли наибольший вклад в создание
современного научного и материалистического мировоззрения, втайне верить во
что-то еще? Ньютон, Кеплер, Вольтер, Пейн, Вашингтон, Франклин, Толстой,
Достоевский? Эдисон, Уайльд, Ганди, Дюшан… Возможно ли, что они были посвящены
в тайное учение, верили во власть разума над материей и могли общаться с
бестелесными духами?
В современных биографиях некоторых из этих деятелей трудно найти даже
упоминание о том, что они проявляли интерес к подобным идеям. В современной
интеллектуальной среде такие свидетельства обычно рассматриваются как хобби,
временное отклонение или эксцентричные идеи, с которыми ученые мужи забавлялись
или которыми пользовались как метафорами для своей работы, но никогда не
воспринимали всерьез.
Однако, как мы убедимся впоследствии, Ньютон всю свою взрослую жизнь был
практикующим алхимиком и считал алхимию своей самой важной работой. Вольтер
занимался ритуальной магией на протяжении многих лет, когда занимал
господствующее положение в интеллектуальной жизни Европы. Вашингтон призвал
великого небесного духа, когда основал город, который теперь носит его имя. А
когда Наполеон говорил про свою путеводную звезду, это была не обычная фигура
речи; он говорил о невидимом духе, который предсказал его судьбу и сделал его
великим. Наряду с другими вещами эта книга призвана доказать, что столь
необычные идеи вовсе не являлись мимолетной прихотью или необъяснимым
чудачеством великих людей, но образовывали ядро убеждений многих творцов
человеческой истории. Наверное, еще важнее будет показать, что они обладали
поразительным единством цели. Если связать воедино истории этих великих людей в
непрерывном повествовании, становится ясно, что в поворотные моменты истории
тайные и древние учения выходили из тени и обнаруживали свое истинное влияние.
В иконографии и скульптуре Древнего мира, начиная с эпохи Заратустры, знание
тайной доктрины, преподаваемой в школах мистерий, обозначалось свитком в руке
изображаемого персонажа. Как мы убедимся, эта традиция сохранилась до нашего
времени. О широте ее распространения можно судить по количеству статуй,
|
|