|
поскольку иные организмы того же вида принципиально сходны или несущественно
отличимы от организма-носителя, легко представить воздействие персональной
(личной) психики организма на организмы других, подобных ему существ. Далее, с
некоторым допущением (или расширением полномочий, так сказать) заметим -
психика особи может воздействовать и на другие организмы вообще, вне
зависимости от степени их организации. И в заключение остается допустить
возможность воздействия психики не только на живой (или умирающий) организм, но
даже на умерший и вообще - на неживую материю. При этом не следует забывать о
несомненном существовании, так сказать, "родительского долга" - воздействия
материи вообще (в том числе организма-носителя) на психику особи. Таким
представляется диапазон "взаимоотношений в этой семье". Можно допустить, что в
рассматриваемом "семействе" (по аналогии с семьями людей) взаимоотношения могут
принять патологическую, уродливую форму. Рассмотрим несколько бытовых примеров
нормальных и извращенных взаимоотношений между материей и психикой
организма-носителя с учетом формулировки Биша. В благополучной семье
наличествует целеустремленность, координированность, сфокусированность всех
действий ее членов. В семье же патологической, раздираемой противоречиями это
становится затруднительным, а то и... невозможным. Тогда вместо организации и
стабилизации жизненного процесса мы сталкиваемся с уродливыми формами
деструкции, вплоть до самоубийственного поведения. Вот несколько тому примеров.
Раненый во время первой мировой войны австрийский солдат умирал в госпитале.
Полученное им ранение позвоночника было несовместимо с жизнью. Как-то он увидел
группу приближающихся к нему врачей, один из которых спросил старшего коллегу о
состоянии солдата. Представьте себе положение бедного раненого, услышавшего из
уст специалиста, что "он не жилец на этом свете"! Боль, обида, возмущение
солдата были поистине неизмеримы! Он восстал против услышанного приговора
"всеми фибрами души"! Доказать, что он не труп! Жить! Именно это стремление,
команда, отданная им собственному организму на мобилизацию всех оставшихся сил,
сработала! И ОН ВЫЖИЛ! Более того, долгие годы он выступал в лучших цирках
мира, демонстрируя неранимость, безразличие к боли, нагрузкам. Быть может, вы
слышали о нем: он выступал под псевдонимом То-Рама. А вот противоположный факт.
Приведу цитату из журнала "Знание - сила". "СМЕЛЬЧАКИ ЖИВУТ ДОЛЬШЕ! Можно ли
умереть от страха? О подобных случаях много говорили и писали. Но никогда не
удавалось доказать, .что не было другой причины, что испуг не совпал во времени
с каким-то другим смертельным ударом. Сейчас три канадских ученых-врача
сообщили о достоверном случае смерти от страха. В Оттавскую больницу Гринфилд
Лабрадор легла на операцию 43-летняя женщина. Она обладала завидным здоровьем и
была матерью пятерых детей. Операция была легкой и совершенно безопасной. Но
женщина испытывала страх и пришлось применить легкий общий наркоз. Операция
прошла без сучка и задоринки. Никаких аллергических реакций наркоз не вызвал.
Женщина проснулась еще в операционной в прекрасном состоянии, если не считать
томившего ее страха и уверенности, что с операционного стола ей не встать. Час
спустя наступил конец. Кровяное давление упало вдвое, она потеряла сознание и,
несмотря на энергичные меры, умерла. Попытки оживить ее не дали никаких
результатов. Вскрытие тела показало, что все внутренние органы в полном
порядке и лишь надпочечники сильно кровоточат от чрезмерной перегрузки. А
усиленная работа надпочечников нужна в часы величайшего физического и нервного
напряжений. Отчего же легкая операция вызвала смертельный страх? Когда
умершей было шесть лет, гадалка напророчила, что она умрет в возрасте 43 лет.
Суеверная женщина помнила это, ждала смерти (И - Ю.Р.), и, когда сейчас же
после того, как ей исполнилось 43 года, появилась нужда в операции, решила, что
с операционного стола она не встанет. А страх перед смертью, перед
потусторонним был, рос и вызвал нервное напряжение, приведшее к смерти".
Напомню и о том, что широко известны так называемые "болезни третьего курса".
Студенты-медики именно на этом курсе приступают к углубленному изучению
болезней. Многие из них, знакомясь с симптоматикой изучаемого заболевания,
начинают ощущать у себя "весь букет" признаков изучаемой болезни, обращаются к
врачу и даже попадают на операционные столы, где открывается, что
заболевания-то нет! Они просто "вжились в образ больного", и все болезненные
проявления имели психогенный характер. Известны и более поразительные случаи,
когда направленное возбуждение психики, как утверждают, приводило даже к
летальным исходам от беспричинных инфекционных заболеваний! Так, если не
ошибаюсь, в XIX столетии британские врачи добились у властей Индии проведения
эксперимента над приговоренными к смерти преступниками. Выделенных им людей
подвергли карантину в стерильных условиях и детальному обследованию. Лишь
после этой длительной процедуры подопытных расселили в одиночных,
предварительно тщательно обеззараженных камерах тюрьмы, интерьер которых
однозначно указывал на недавнее в них проживание другого лица, умершего, как
было заявлено каждому вселяемому, от такой-то болезни. На скомканном постельном
белье явственно выделялись следы рвоты, слизи, крови и т.п., вселяя уверенность
в недавней смерти прежнего постояльца. Что же вы думаете? В "положенный срок"
все подопытные "перешли в мир иной" с симптомами названных им болезней, о
которых они, видимо, имели лишь некоторое обывательское представление! Иными
словами: исход может быть запрограммирован психикой человека! Об этом
своеобразно повествует восточное "Сказание о холере": "Как-то раз князь и
Холера встретились где-то за городом и первый спросил вторую: - Сколько людей
ты намерена в этот раз погубить? - Тысячу человек! - отвечала Холера. Вторая
встреча с Холерой произошла, когда она покидала город. Князь упрекнул ее за то,
что она не сдержала своего слова и вместо тысячи унесла жизнь 5000 человек! -
Это не я! - сказала Холера, - 4000 были убиты страхом!" Восточному сказанию
|
|