|
Беляев) полагают, что, не смотря (так! - Ю.Р.) на молчание "Русской Правды",
есть древнейший способ доказательства и у нас. В эпоху судебников закон
предоставлял решать поединком всякие дела, как уголовные, так и гражданския...
Для наблюдения за правильностью поединка предписывалось присутствовать при нем
окольничьему (окольничий - сан приближенного к царю, по службе, лица, второго
сверху по чину. - Ю.Р.) и дьяку. Полю всегда предшествовало крестное целование
с обеих сторон; тяжущиеся присягали лично и в том случае, когда высыпали за
себя наймитов. Цель этой обоюдной присяги, по мнению проф.Дмитриева, состояла в
том, чтобы устранить употребление волшебных средств для успешного окончания
поединка. Побежденная на поединке сторона приговаривалась к уплате иска и
судных и полевых пошлин... На случай, если побежденный будет убит, Псковская
Судная Грамота постановляла "на трупу кун не имати", убившему предоставлялось
только "доспех сняти, или иное што, в чем на поле лезет..." (примечание: куна
шкурка куницы или соболя, некогда заменявшая на Руси деньги. - Ю.Р.). Дело,
решенное судебным поединком, не подлежало ни пересмотру, ни перевершению... По
мнению проф. Пахмана, С.поединки продолжались до уложения 1649 г." И в
завершение раздела ординарных ордалических испытаний приведу сокращенные
выписки из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, касающиеся двух оставшихся видов
судов Божьих. "ПРИСЯГА (juramentum) - в гражданском процессе религиозный обряд,
заключающийся в удостоверении показаний стороны призванием Бога в свидетели
правды. Цель этого обряда, как судебного доказательства, - устранение спора.
Присяга постепенно вытесняла суды Божий (поединки, испытания огнем и водою и т.
п.)... Присяга разделялась на добровольную и принудительную, возлагаемую на
одного из тяжущихся по усмотрению самого суда". "РОТА - в древнерусском
процессе так называлась присяга, клятва. Первоначально рота означала спор,
битву и имела значение суда Божьего; отсюда развились впоследствии ордалии и
судебные поединки... В летописях выражение "присягать", "принести присягу"
передается "ходити (заходити) роте", "водити роте", "внить в роту" и т.д. Слово
"клятва" стало употребляться преимущественно после введения христианства;
позднее вошли в употребление названия: "вера", "крестное целование"; наконец,
гораздо позже, может быть, в конце XVII в., появилось польское слово "присяга"..
. Присяга допускалась в исках, превышающих 1 рубль, и лишь для лиц
несовершеннолетних, не более трех раз в жизни..." Завершая рассмотрение
испытаний второй (ординарной) группы судов Божьих, следует признать, что они
проще, обыденнее испытаний первой группы. Однако и здесь есть над чем
поразмыслить. Внимательный читатель не мог не обнаружить весьма серьезные
указания на довольно глубокие знания пращуров наших в области физиолоти и
психологии, успешно заложенные в основу этих испытаний. В ряде случаев
приходится признать некоторую нарочитость религиозно-мистической окраски
испытаний, несомненно предназначенной как для формирования определенного
психологического настроя испытуемых, так и для сокрытия истинного метода
определения виновности. И снова пред нами вырастает фигура несомненно умного,
рачительного, я оы сказал, чуть хитроватого, предка, в технологии испытаний
предвосхитившего различие реакций на заложенные в них ловушки виновных и
невиновных, давшего в руки потомков верное средство выявления истины! Когда
эти методы возникли? Каков уровень знаний дал возможность их построения? Что
явилось базой? Ведь нельзя предположить, что это знание - результат
совокупного труда множества поколений? Ведь они созданы были до возникновения
письменности? Количество неразрешимых вопросов нарастает по мере углубления в
тему.
ДОЧЬ МАТЕРИИ
Завершая обзор, приведу высказывание известного французского бактериагога и
физиолога, академика Парижской академии наук Шарля Рише (1850-1936 гг.),
бывшего в последние годы жизни ее президентом: "Физиология есть наука жизни.
Это определение безусловно верно, но оно удовлетворительно только в том случае,
когда предварительно дано определение самой жизни. А это, именно, и трудно,
потому что жизнь, по-видимому, одно из тех простых явлений, которые ускользают
от всякого определения. Однако многие и самые знаменитые ученые пытались дать
определение жизни, но я не буду излагать вам длинный перечень всего того, что
было предложено; это вышло бы малоинтересной компиляцией, и я остановлюсь
только на одном определении, данным Биша - (французским физиологом и
паталогоанатомом Ю.Р.), который сказал, что жизнь - это есть сопротивление
смерти. Итак, говоря, что жизнь есть сопротивление смерти, мы под нею понимаем
совокупность функций организма, направленных на сохранение жизни. Наши органы и
аппараты расположены таким образом, что они противодействуют всем средствам
разрушения и опасностям, которые окружают их со всех сторон. Утверждать, что
жить - значит сопротивляться смерти, есть то же самое, что сказать, что мы,
живые существа, беспрерывно боремся со всем нас окружающим". Не будем тратить
время в поисках истоков жизни! Ведь вне зависимости от ее истинного
происхождения: извечного существования в привычных нам проявлениях; или в
результате некоего акта творения (пусть даже неведомым Творцом); или же
всеобщего свойства материи вообще, не имеющего четкой границы, так сказать,
"размытого по всей шкале известных ее видов", жизнь существует! Примем за факт
и то обстоятельство, что психика, являющаяся высшей формой проявления
высокоорганизованной материи, является, так сказать, дочерью породившей ее
материи. Возникает вопрос: в чем же состоит "дочерний долг" психики к
породившей ее материи и каковы "взаимоотношения в этой семье"? В каких формах
они проявляются? Какова их роль в жизни организма? Количество основных
вариантов взаимодействия, как можно полагать, сравнительно невелико. Так,
несомненно воздействие психики на материю организма-носителя, ее породившую. А
|
|