|
лесов Амазонки, глухих уголков Африки, островов Океании и прочих мест, по сей
день не затронутых цивилизацией. Свои впечатления от процедуры применения
жребия он описывает следующим образом: "Заклинание палочек" - это излюбленный,
хотя и запрещенный законом белого человека во многих частях Африки, древний
прием выявления причины болезни или других бед. Я до сих пор не имею
представления о том, как он действует, но знаю, что действует он эффективно.
Обряд этот, известный под названием м*тамбо среди многих племен банту,
заключается в том, что замысловато вырезанные палочки иди отшлифованные кости
бросают между двумя линиями - белой и красной. Обычно члены племени садятся на
корточки вокруг, а нгомбо берет свои палочки или кости. Иногда на них вырезаны
фигурки зверей, а в некоторых племенах - подобия знаков зодиака. На конце
отшлифованной палочки часто вырезаны головы змей, коз, слонов, львов или
антилоп. Каждая что-то обозначает: лев - символ силы и победы; змея символ
мщения неизвестному врагу; крокодил - как правило, символ смерти. Эти
магические предметы бросают на землю. В простых церемониях они просто падают
плашмя, и направление, которое они показывают, указывает виновных. Существуют
описания ритуалов, во время которых палочки или кости долго прыгают (?! - Ю.Р.)
вокруг и даже принимают вертикальное или наклонное положение (И - Ю.Р.),
указывающее на виновную сторону. Красная и белая линии употребляются для
выявления истины в ответах на вопросы, задаваемые при опросах обвиняемого или
больного. Если кость падает на красную линию, это означает "да", если на белую,
то "нет". Полагают, что таким образом сами духи выявляют виновного (или
источник зла)". В той же работе приведено еще одно сходное свидетельство:
"Местный знахарь был высоким, крепко скроенным человеком, с богатой татуировкой
на груди, имевшей ритуальный смысл. У него было сильное квадратное лицо,
толстые отвислые губы и узкий лоб удлиненной формы. Его лицо было натерто белой
золой, в руках он держал кожаный мешок и наполненную водой бутылку из тыквы.
Сев на землю, он положил перед собой рог антилопы - своего рода отличительный
знак колдунов, амулеты и несколько полированных костей. Он полил воды на руки и
побрызгал вокруг себя. Затем высыпал немного белого порошка из риса и был готов
к действию. Подняв кости, он потряс их и подбросил вверх. Собравшиеся вокруг
жители деревни не проявляли никакого беспокойства, хотя при таком методе
следствия подозрение могло пасть на каждого из них. Колдун провел линию от
каждой из упавших н? землю костей - их было шесть - и указал на несколько
человек, стоявших в стороне. Их вытолкнули в центр круга. Колдун повернулся к
вождю и сказал: - Один из этих людей вор. Старый вождь был явно разгневан.
Судя по всему, среди подозреваемых оказались его родственники. Он выхватил
из-за пояса нож и стал размахивать им над головами обвиняемых. Вождь крикнул
несколько непонятных мне слов. Ройяль пояснил, что он предложил виновному
сознаться и уплатить штраф. Все отрицательно покачали головами, никто не
произнес ни слова. Вождь был разъярен. Он вопил и в гневе размахивал руками.
Наконец замолк, повернулся к знахарю и повелительно махнул рукой. - Вор будет
найден и умрет! - прорычал вождь. Знахарь выступил вперед. Я наблюдал за
стоящей позади него Лусунгу (другая колдунья. - Ю.Р.). Тут мне стало ясно, что
она вступила в игру и подает советы знахарю. Она не принимала прямого участия в
церемонии, но ее черные глаза неотступно следили за подозреваемыми. Колдун
вышел вперед и протянул ближайшему из шести обвиняемых небольшое птичье яйцо.
Его скорлупа была столь нежной, что казалась прозрачной. Было ясно, что при
малейшем нажиме яйцо будет раздавлено. Колдун приказал подозреваемым передавать
яйцо друг другу - кто виновен, тот раздавит его и тем самым изобличит себя.
Когда яйцо дошло до пятого, его лицо вдруг свела гримаса ужаса, и предательский
желток потек между пальцами. Несчастный стоял, вытянув руку, с которой на землю
падала скорлупа, и его дрожащие губы бормотали признание..." Полагаю возможным
привести и другие свидетельства, повествующие, как можно понять, о модификациях
жребия. Так, например, известный отечественный военачальник Маршал Б.М.
Шапошников сообщает о виденном им во время службы в царской армии способе
выявления вора, укравшего у другого солдата деньги. "Инцидент был исчерпан тем,
что кошелек с деньгами нашелся. Оказывается; один мудрый денщик из украинцев
нарезал разных палочек и роздал их всем денщикам, предупредив, чтобы все
хранили их, а через сутки он посмотрит - и у вора палка обязательно вырастет.
Заметили, что Черкашин подносил палочку ко рту и решили, что она выросла, а он
откусил, - так возникло обвинение. Но, очевидно, на подлинного вора это
произвело действие, и он решил подбросить кошелек, боясь, как бы действительно
палка не дала рост". Напоследок приведу описание странного невероятного
способа, весьма похожего на жребий, определения виновного, приведенное
Лоуренсом Грином: "Даже такой известный знаток Африки, как Д.Х.Дриберг, был
поставлен в тупик, когда ему пришлось наблюдать подобное испытание на Ниле
среди племени какуа. Восемь человек, подозревавшихся в убийстве, посадили в
круг и перед каждым из них положили камень. В центре круга к колышку была
привязана курица. Колдун окропил курицу водой, пробормотал заклинание и
приказал ей найти убийцу. Потом он быстро оторвал ей голову. Курица запрыгала
по кругу и упала на один из камней. Вскоре стало ясно, что птица действительно
указала убийцу. Дриберг уговорил колдуна повторить процедуру еще раз десять, и
все время результат оыл один и тот же. "Сомнений не оставалось", - сообщал
Дриберг. Должно быть, это была хитрость, но в чем она заключалась, Дриберг так
и не понял". Не обсуждая целесообразность испытания жребием в его чистом виде,
замечу, что приведенные свидетельства последних лет, в фактологичности которых
вряд ли можно сомневаться, позволяют сделать некоторые выводы. Естественно,
что они в чем-то отличны от способа, изложенного в Энциклопедии Брокгауза.
Трудно сказать, каков возраст этих добавлений или наслоений. Возможно, что это
|
|