|
оказалось белой метки, был убийца". Хочу напомнить о бытовавшем некогда на
Руси похожем испытании для выявления правонарушителя с использованием черного
петуха. Испытание проводилось в затемненном помещении (бане, сарае), где под
перевернутым лукошком сидел черный петух. Все испытуемые поочередно должны были
погладить птицу. Заранее торжественно объявлялось, что петух подаст знак, когда
к нему прикоснется виновный. Затем подвергшиеся испытанию по команде поднимали
руки и... чистые руки выдавали виновного, ибо петух обильно посыпался до
испытания мелкотолченым древесным углем. Таким образом, виновный выдавал себя!
Есть основания полагать, что летучая фраза "На воре шапка горит!" дошла до нас
как отголосок древнего аналогичного испытания, когда после прохождения через
огонь виновный в испуге поднимал после подобного возгласа руки к голове, в
попытке избавиться от выдающей его "улики". Рассмотренное ордалическое
испытание отличается от ранее приведенных, основанных на неуправляемости,
первичности физиологической реакции организма иной, психологической, основой.
Именно осознание положения, обусловленное совокупностью знания своей виновности
и безвыходностью ситуации, побуждает преступника к поискам эффективного выхода.
Но безвестный гениальный создатель психологической ловушки-испытания
предвосхитил и учел наиболее вероятную реакцию нарушителя на угрозу
разоблачения. Учел и принял меры. Усматривая основную опасность в очевидно
гибельной для него причинноследственной связи прикосновение - разоблачение,
преступник видит избавление в избежании прикосновения, ибо "свидание" протекает
наедине, полагая, что это избавит его от разоблачения и кары. Однако это
учтено создателем метода испытания, ибо фиксируется не мистическое истечение
крови из ран, не крик петуха, разоблачающий преступника, а именно хорошо
видимый результат его отказа от угрожающего разоблачением контакта! Именно это
и выдает его, как говорится, "с головой"! Я восхищен талантом безвестного
пращура! Однако есть и другие интересные способы.
ЖРЕБИЙ
Что касается жребия, то, подходя к этому виду испытаний с позиций случайности
(статистической закономерности, определяющей вероятность события), мы с
извинительной улыбкой смотрим на кажущиеся нам смешными потуги создателей этого
метода использовать жребий для установления истины. К тому же, кому известно,
сколь точны наши представления о сути испытания, известного нам под этим
названием из ряда немногочисленных источников? Нет ли и в них чего-то
недосказанного, нам неведомого, утаенного или показавшегося малозначительным
информаторам? Ведь, хотя бы на примере "свидания с трупом", мы уже убедились,
надеюсь, в принципальной возможности случайного (или преднамеренного?) сокрытия
или утраты каких-то, на первый взгляд незначительных деталей применения этого
метода? Давайте отбросим скепсис! Пройдемся по известным свидетельствам
совокупно. Ведь не исключено, что кажущаяся нам сегодня простота или наивность
этого способа испытаний является результатом лишь частичного, неадекватного
знания нами истинной методики? Что если мы снова встретились лишь "с одним
слоем" метода, ничего не ведая о его втором, потаенном или оборотном значении?
Вместе с тем, никто не может дать гарантии, что эта многослойность не является
результатом последующих доработок потомками, так сказать "шлифовки" методики,
ее усовершенствования? Обратимся к известным описаниям. Начнем со статьи
"Жребий" в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. "ЖРЕБИЙ - в древности и в середине
века служил для узнавания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно
при выборе. К жребию прибегали уже древние евреи, определявшие при помощи 12
драгоценных камней с именами 12 колен израильских волю Бога. Метание жребия для
обнаружения виновного описано в эпизоде из истории царя Саула (1 кн. Самуила
XIV, 38-44) и в книге пророка Ионы (1. 7-8). Греки прибегали к жребию с
незапамятных времен. В Илиаде (III. 36) бросают жребий, кому начать поединок,
Одиссей с Еврилиохом жребием решают, кому идти к Цирцее (Одиссея. X. 205). В
исторические времена жребий служил для выбора должностных лиц в демократических
государствах. Жребием имелось в виду открыть по мере возможности доступ к
должностям для всех граждан, без различия сословий и состояний. Наиболее часто
этот способ выбора применялся в Афинах. К избираемым по жребию чиновникам в
Афинах принадлежали: все 9 архонтов, смотрители жертв и храмов, смотрители
верфей, порта, городские надзиратели, разного рода казначеи и другие
представители должностей, не требовавших особой подготовки... Варварские
правды первого периода средних веков в некоторых случаях узаконили бросание
жребия; так, например, по рипуарскому закону жребий иногда мог заменять
ордалии; сходное постановление существовало и в фризской правде. По договору
между Хильоертом и Хлотарем, раб, оовиняемый в воровстве, при отсутствии
несомненных улик тянул жребий. В эпоху миннезингеров употреблялись при метании
жребия две палочки, одна короткая, другая длинная; первая означала
неблагоприятный исход (отсюда немецкое выражение: den Kurzeren ziehen).
Церковь иногда восставала против жеребьевки и строго осуждала ее... В русском
гражданском судопроизводстве жребий до XVI века играл роль дополнения к присяге,
для определения, какой из сторон дать присягу, а также для устранения присягою
же разноречия свидетелей. В XVI веке жребий сделался самостоятельным судебным
доказательством, заменяющим присягу... В XVII веке путем жребия решались дела
малоценные, где присяга не допускалась, и дела лиц духовного звания, которым
присягать нельзя было. В том же виде жребий уже не встречается в XVIII веке.
Несмотря на элементарность подобной процедуры испытаний (а быть может, именно
поэтому?), мне не удалось найти большого количества описаний его применения в
источниках разных лет. Ниже приводится свидетельство американского дантиста из
Филадельфии Гарри Райта, члена клуба путешественников США, приложившего немало
стараний как до, так и после второй мировой войны для обследования девственных
|
|