|
образом они танцевали до вечера и, оставив там каждый свою связку, уходили в
свои дома отдохнуть и поесть. С наступлением ночи они возвращались и с ними
множество народа, ибо у них эта церемония очень уважалась. Взяв каждый свой
пучок, они зажигали их, и каждый в свою очередь зажигал ими дрова, которые
сильно пылали и быстро сгорали. Коща оставались одни пылающие угли, они
выравнивали их и разбрасывали очень широко. Те, кто танцевал, собирались, и
некоторые брались пройти босыми и голыми, как они ходили, по этим пылающим
угольям с одной стороны на дру1ую. Некоторые проходили без вреда, иные
обжигались, иные напсиовину сгорали. Это они считали средством от своих
несчастий и дурных предзнаменований и думали, что этот обряд очень приятен их
богам". Аналогичные ритуальные танцы исполнялись ацтеками во время праздненств,
посвященных богу огня Шихутекухтли и богине Ишкосахауки. В книге известного
чешского этнографа и путешественника Милослава Стингла "Последний рай"
описывается ритуальное шествие по огню аборигенов одного из островов Океании,
которое он наблюдал в наши дни. Он пишет: "Бесспорным доказательством
исключительных способностей жителей Мбенги является так называемое ВИЛАВИЛАРЕВЕ
- "хождение по оппо"... Жители Мбенги на один день покинули свой остров. Они
переправились на лодках через пролив и привезли с собой древесину тех пород,
что произрастают на Мбенге: якобы только она может гореть в священном огне. С
ними прибыли музыканты и мбете - главный жрец Мбенги, который будет руководить
предстоящим загадочным обрядом. Что же, собственно, должно произойти? Будет
совершен особый ритуал, демонстрирующий удивительные способности его участников,
которые я бы, пользуясь примитивной терминологией, назвал бы "огнеупорностью".
Танцовщики с острова Мбенга во время ритуала шагают, не обжигаясь, по добела
раскаленным камням. Когда я прибыл в Королеву, подготовка к церемонии,
проходившая в течение всего дня, продолжалась полным ходом. Вначале была вырыта
яма глубиной в один и диаметром около шести метров. Ее наполнили камнями, на
которых в дальнейшем разведут костер. Камни эти тоже привезены с Мбенги.
Выкапыванием ЛОВО - очага и укладыванием в него камней руководит жрец. Я
внимательно слежу за всеми приготовлениями, но пока не оонаруживаю никакого
"обмана". Нет ничего, что объяснило бы поразительные способности потомков людей,
переживших потоп. Огонь разгорелся, камни раскалились. Начинают готовиться
сами участники. Вообще-то они уже занимались этим в течение двух недель до
начала священного ритуала: не прикасались к женщинам, поменяли режим питания
(особенно вредными для них в этот период считаются кокосовые орехи). Позже мне
рассказали о нескольких случаях, когда танцовщики не соблюдали приписываемых
табу перед хождением по огню. Все они получили тяжелые ожоги, а один даже умер.
Остальным аборигенам огонь никакого вреда не причинил. В эти последние минуты
перед обрядом его участники заняты плетением своеобразных веночков, браслетов
из папоротника, который называют здесь НДРАУНИМБАЛАБАЛА. Их привязывают к
щиколотке. Удивительной способностью выдерживать жар обладают лищь ступни ног
до щиколотки. Вер да, ^ивот лишены этого чудесного свойства. Близится ночь. В
темноте светятся лишь белые, раскаленные камни. Я сижу от них на расстоянии
четырех метров, ближе нельзя: жар становится нестерпимым. К сожалению,
наступившая темнота не дает возможности сфотографировать этот удивительный
обряд. Лампывспышки у меня тогда еще не было; я приобрел ее позже, в Японии.
Зато я могу спокойно наблюдать. По команде жреца из ямы длинными палками
удаляют несгоревшие дрова, оставляя только камни, затем приносят ствол
древесного папоротника, листьями которого обвязывались танцовщики. Он горит
медленно, пока полностью не сгорает. Теперь все смотрят на жреца. Мне кажется,
что он спокоен, весь сосредоточен, будто мсяится, стараясь угадать тот момент,
когда его люди должны ступить в огонь. Тянутся секунды. Жрец ждет. И вдруг он
кричит, словно подает команду "В атаку!": - Вперед! Вперед! Он вскакивает,
обходит яму и решительно, без страха, босыми ногами вступает в огнедышащий очаг.
За ним спокойно шагают представители племени савау. Они идут твердо, не дрожат,
не сбивают шаг. Я не могу этого понять. Яма раскалена настолько, что даже мне,
сидящему радом, трудно выдержать такую высокую температуру. Камни калили не
меньше двадцати часов, и все-таки эти люди спокойно, даже гордо шествуют по
камням очага не обжигаясь. В первый момент я подумал, что, возможно, мы
подверглись воздействию какого-то гипноза. Я читал о подобных вещах. Но тут
жрец, словно для того, чтобы рассеять мои тайные сомнения, вышел из ямы, взял
несколько веток, которые приготовил заранее, и бросил их на камни. Они сгорели
в течение нескольких секунд. Поднялся дымок, которым верующие якобы
приветствуют бога огня. Итак, ветки горят, а рядом с ними по раскаленным
камням спокойно расхаживают невозмутимые люди. Когда обряд наконец
заканчивается, я не ввдержийаю и прошу нескольких танцовщиков, чтобы они
показали мне свои ступни. Все охотно соглашаются. Как Фома неверующий, я трогаю
пятки. Никаких следов ожогов нет. Более того, все ступни совершенно холодные!
(! Ю.Р.) Словно люди с Мбенги ходили по росистой траве, а не по оппо.
Объяснить это невозможно. И никто, с кем я позже говорил о поразительной
"огнестойкости" людей племени савау, не мог мне дать удовлетворительного
ответа". Приведенные свидетельства удивительны. Следует отметить
множественность попыток исследователей как в прошлом, так и в нынешнем столетии
проникнуть в суть происходящего, попытаться объяснить феномен термостойкости
человеческого организма. Известны не только свидетельства о повышенной
термостойкости, но и о причинении ущерба (сильные ожоги и даже смерть)
отдельных участников огнехождения. Подполковник Р.Г.Элиот, хирург, немало
времени потративший на изучение различных видов магии, отметил несколько
случаев огнехождения, закончившихся сильными ожогами и даже смертью. В газетах
города Дурбана (на юго-востоке Африки) незадолго до начала второй мировой войны
|
|