|
в 1165 году. В отличие от письма папы Александра III Престеру Джону,
датированного 1177 годом (и бывшего, как я теперь знаю, подлинным документом,
адресованным сводному брату Лалибелы Харбаю), письмо 1165 года вызывало
серьезные подозрения ученых. Его дата была подлинной, но считалось совершенно
невероятным, что оно могло быть написано кем-то, имевшим право претендовать на
титул «Престер Джон», и поэтому к нему относились как к искусной подделке.
Читая его, я понял, почему так было. Если верить автору, в его «царстве» жили —
среди прочих — «дикие зайцы величиной с овцу», «птицы под названием грифоны,
которые с легкостью могли притащить в свои гнезда быка или лошадь», «рогатые
люди с одним глазом на лбу и тремя или четырьмя глазами на затылке», «люди с
копытами как у лошадей», «лучники, которые выше пояса люди, а ниже пояса —
лошади», фонтан молодости, «песочное море», в котором «любые осколки…
превращаются в драгоценные камни», «древо жизни», «семиглавые драконы» и т. д.,
и т. п. В земле Престера Джона, похоже, можно было найти любое мифическое
животное или вещь. Однако в письме не уточнялось, где именно находится эта
страна, если не считать ссылки на «многие Индии», упоминавшиеся в предыдущей
главе (и относившиеся, как я уже знал, скорее к Эфиопии, нежели к полуострову
Индостан). Больше того, тут и там среди сказочных существ встречались и
животные, могущие принадлежать к реальному миру: «слоны» и «одногорбые
верблюды», к примеру, а также «единороги» с «единственным рогом во лбу», весьма
напоминающие носорогов — тем более что о них часто говорили: «Они убивают
львов».
Такие детали заставляли меня задаваться вопросом: может, автор письма не был
простым шутником, а прекрасно знал все об Эфиопии (где, конечно же, можно было
найти и верблюдов, и слонов, и львов, и носорогов)? Моя догадка, что Так оно и
было, укрепилась, когда я обнаружил упоминание «царя Александра Македонского» в
связи с «Гогом и Магогом». Я обратил на это внимание, так как вспомнил, что
Александр Великий, Гог и Магог были связаны почти в той же манере в очень
древней эфиопской рукописи под названием «Лефафа Седек» («Ободок
добродетельности»), предположительно остававшейся неизвестной вне Абиссинии до
XIX века.
Другим примечательным пунктом было утверждение «Престера Джона» о проживании в
его христианском царстве большого числа евреев, которые вроде бы пользовались
полуавтономией и с которыми часто приходилось вести войны. Опять же здесь
проявлялся привкус эфиопских реалий: вслед за еврейским восстанием во главе с
Гулит в Х веке (в результате которого временно была свергнута династия
Соломона) на протяжении нескольких столетий не затухал конфликт между
эфиопскими евреями и христианами.
В целом же, несмотря на многие фантастические и явно сомнительные аспекты
письма, я не мог поверить в то, что оно было фальшивкой. Больше того, мне
казалось, что главное его назначение состояло в том, чтобы произвести
впечатление на европейских правителей и запугать тех, кому оно было адресовано.
В этой связи я обратил особое внимание на частые ссылки на величину вооруженных
сил «Престера». Например:
«У
нас есть… сорок два замка — самые укрепленные и красивые в мире и множество
людей на их защите, а именно: десять тысяч рыцарей, шесть тысяч арбалетчиков,
пятнадцать тысяч лучников и сорок тысяч пеших воинов… Куда бы мы ни приходили с
войной… знайте, впереди нас идут сорок тысяч священников и такое же число
рыцарей. Затем следуют двести тысяч пеших воинов, не считая телег с провизией,
слонов и верблюдов, груженных оружием».
В этом воинственном монологе самым примечательным было то, что он каким-то
образом был связан с чем-то враждебным, а именно: с тамплиерами. В разделе,
явно адресованном «царю Франции», прямо говорится:
«Среди вас есть французы — из вашего дома и свиты, которые спутались с
сарацинами. Ты доверяешь им и веришь в то, что они должны помочь и помогут тебе,
но они лживы и вероломны… Будь же мужествен и смел и, пожалуйста, не забудь
отправить на смерть этих вероломных тамплиеров».
Опираясь на эту зловещую подсказку в контексте остального содержания
причудливого письма, я задался вопросом: кто из кандидатов на роль «Престера
Джона» в 1165 году мог иметь причины, (а) для попытки напугать европейские
державы в целом похвальбой о собственной военной силе и (б) облить грязью
тамплиеров и, в частности, потребовать «предания их смерти»?
Единственный возможный ответ: это был Харбай — правитель Эфиопии в 1165 году из
царствующей династии Загве, который, как я уже упоминал, был явным адресатом
письма, написанного Престеру Джону папой Александром III в 1177 году.
Одним из оснований для идентификации мною Харбая в качестве реального автора
якобы подложного письма 1165 года был терминологический фактор. В ходе
исследования я обнаружил, что все монархи династии Загве любили использовать
эфиопское название «джан» в перечне своих званий. Производное от «джано»
(красно-пурпурная тога, которую носили только царствующие лица), это название
|
|