|
бы они ни отправились, и сделал их великим народом. В конце концов, после
окончания его миссии, царь Соломон поместил его в святая святых храма, который
он построил в Иерусалиме. Некоторое время спустя ковчег был взят оттуда и
доставлен в Эфиопию…
— Расскажите мне, как это случилось, — попросил я. — По вашим преданиям я знаю
только, что царица Савская была предположительно и правительницей Эфиопии. В
прочитанных мной легендах говорится, что во время своего знаменитого
путешествия в Иерусалим она забеременела от царя Соломона и родила ему сына —
принца, который позже и украл ковчег…
Монах вздохнул:
— Принца, о котором вы говорите, звали Менелик, что на нашем языке означает
«сын мудреца». В Иерусалиме он был только зачат, а родился в Эфиопии, куда
вернулась царица Савская, обнаружив, что понесла от Соломона. Когда ему
исполнилось двадцать лет, он сам отправился в путешествие из Эфиопии в Израиль
и прибыл ко двору отца. Там его сразу же признали и оказали большие почести.
Однако по прошествии года старцы страны уже завидовали ему, жаловались на то,
что Соломон оказывает ему чрезмерные милости, и потребовали, чтобы он вернулся
в Эфиопию. Царь согласился с этим, поставив одно условие: старшие сыновья
старцев будут сопровождать его. Среди них был и Азария, сын первосвященника
Израиля Садюка, и именно Азария, а не Менелик украл ковчег завета из святая
святых храма. Группа молодых людей рассказала Менелику о краже, когда они были
уже далеко от Иерусалима. Когда они наконец сообщили ему о своей проделке,
Менелик понял, что они не преуспели бы в столь наглой краже, если бы того не
пожелал Господь. Поэтому он и согласился оставить ковчег у них. Так он был
доставлен в Эфиопию, в этот священный город… и с тех пор хранится здесь.
— Так вы утверждаете, что эта легенда — правда?
— Это не легенда, а история.
— Откуда у вас такая уверенность?
— Я ведь его хранитель. Я знаю назначение вещи, переданной мне на хранение.
Некоторое время мы сидели молча, пока я привыкал к спокойной и рассудительной
манере, в которой монах рассказывал мне о таких странных и просто невозможных
вещах. Потом я поинтересовался, почему и как он назначен на эту должность. Он
ответил, что для него большая честь быть избранным для подобного поручения, что
он получил свое назначение вместе с последними словами своего предшественника и
что, когда он сам окажется на смертном одре, придет и его очередь назначить
преемника.
— Какими качествами должен будет обладать этот человек?
— Любовью к Богу, непорочностью сердца, чистотой помыслов и тела.
— Кроме вас, — тут же поинтересовался я, — кому-нибудь еще позволено видеть
ковчег?
— Нет, только я могу видеть его.
— Означает ли это, что его никогда не извлекают из алтаря храма?
Хранитель долго молчал, прежде чем ответить на мой вопрос. В конце концов он
сказал мне, что в далеком прошлом реликвию выносили во время всех важных
церковных праздников. В более недавние времена ее использование было ограничено
только одной религиозной процессией в год — в так называемой церемонии
Тимкат,
проводимой в январе.
— Значит, если я приеду сюда в январе следующего года, у меня будет шанс
увидеть ковчег?
Монах бросил на меня странно обескураживающий взгляд и сказал:
— Вы ведь знаете, что в нашей стране царит смятение, идет гражданская война… У
нас преступное правительство, народ выступает против него, и с каждым днем
война все больше приближается к нашему порогу. В подобных обстоятельствах
маловероятно, чтобы в церемониях использовался подлинный ковчег. Мы не можем
пойти на риск, потому что может быть причинен какой-либо вред столь ценной
вещи… К тому же даже в мирное время вы вряд ли увидели бы его. На мне лежит
обязанность тщательно заворачивать его в толстую ткань до выноса на процессию…
— Почему вы заворачиваете его?
— Чтобы оградить от него мирян.
Я припоминаю, как попросил моего переводчика объяснить последнюю, сбившую меня
с толку фразу: действительно ли монах подразумевал: оградить от него мирян? Или
он имел в виду: оградить его от мирян?
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА БИБЛИИ
В древние, описанные в Ветхом Завете времена израильтяне поклонялись ковчегу
завета как воплощению самого Бога, как знаку и печати Его присутствия на земле,
твердыне Его власти, орудию Его святой воли
1
|
|