|
Книга Бытия 11:3–4.
Правильное понимание слова «шем» проливает свет и на другой отрывок из Книги
Бытия, который постоянно ставил в тупик ученых и который представляет особое
значение для нашего изучения богов. В этом случае слово «шем», которое обычно
переводится как «имя», трактуется как «известный, славный», на том основании,
что коль скоро кто-либо избирает себе имя, он становится известен. В приводимом
отрывке упоминается о таинственных нефилимах — это древнееврейское слово,
которое обычно неправильно переводят как «гиганты» и которое в действительности
происходит от корневого слова, означающего «те, кто спустился сверху». Это
значение очень близко к шумерскому AN. UNNA.KI — «Те, кто пришли на Землю с
небес»:
«Число людей на земле продолжало умножаться. У них рождались дочери. Божьи
сыновья увидели, что девушки были красивы, и стали брать их в жены, кто какую
пожелает… Нефилимы жили в той земле в те времена и позднее, когда божьи сыновья
стали жениться на дочерях человеческих, эти женщины родили детей, ставших
знаменитыми
героями древних времен» (курсив мой. —
А. Э.
).
Книга Бытия 6:1–4.
Таким образом, эти нефилимы были в действительности не знаменитыми героями, а
людьми
«шема»
, богами с летающих кораблей.
Имеется еще один пример лингвистической путаницы, который я хотел бы разъяснить.
Это касается случаев неудачной ассоциации богов с небесными телами.
Отождествление богов с Солнцем, Луной и с видимыми планетами послужило для
ученых основанием для того, чтобы считать богов из плоти и крови порождением
примитивных верований. Классическим примером является та путаница, которая
возникла в отношении поклонения богу Солнца в Древнем Египте и на Ближнем
Востоке.
Согласно древнегреческой легенде, Гелиос — бог Солнца — ездит по небу на
колеснице. Греки переименовали священный город Египта Леополис в честь Гелиоса,
назвав его Гелиополис. На Ближнем Востоке они назвали тем же именем Гелиополис
город Баальбек. Историки относят веру древних и священный характер этих городов
на счет примитивных форм поклонения Гелиосу (Солнцу). Но давайте посмотрим
повнимательней, откуда возникла эта легенда о Солнце-Гелиосе?
Оба города Гелиополиса служили важным обиталищем богов (в силу причин, о
которых мы скажем позже — в главе 8), и оба ассоциировались с богом, который у
аккадийцев был известен под именем Шамаш. В шумерских текстах его именуют UTU —
так шумеры называли бога, который ведал местами где находились «шемы» и «орлы».
Слово «Шамаш», когда оно произносится как Шемеш, означает буквально «шем-огонь»,
и таким образом часто переводится как «Он, который сияет как Солнце».
Шумерское же название UTU означает — «Сияющий». В то же время в месопотамских
сказаниях UTU Шамаш изображается
поднимающимся и пересекающим
небосвод. Нетрудно представить себе, что рассказ об этих путешествиях по небу в
дальнейшем исказился и трансформировался в картину ежедневного движения Солнца!
ЭНКИ И ЭНЛИЛЬ
Теперь настал момент поднять завесу мифологии и представить главных действующих
лиц шумерского пантеона богов из плоти и крови.
За последние сто лет ученые поражались богатством эпической литературы, многие
образцы которой археологи откопали в Месопотамии. Это подвигло ученых на
длительные целеустремленные и кропотливые поиски и собирание воедино текстов,
от которых зачастую были найдены только отдельные фрагменты. Оригинальные
шумерские тексты часто дополнялись более поздними аналогичными аккадскими
версиями, благодаря чему удавалось полностью восстановить многие древние
сказания. В результате создалась подробная и связная картина антропоморфических
богов с эмоциями подобными человеческим, богов, которые самым тесным образом
вживались в дела людей. У ученых не оставалось ни тени сомнения, что греческие
легенды о Зевсе, Олимпе и о 12 богах древнегреческого пантеона зародились в
Шумере.
Имена, семейные связи, полномочия и обязанности шумерских богов появились
из-под археологического мусора и предстали перед нами со всеми будничными
подробностями. Каждый крупный город в Шумере был связан с одним или с двумя
богами. Самым важным богам были посвящены храмы: Энки в Эриду, Ану и Инанна в
Уруке, Наннар в Уре, и Энлиль в Ниппуре. Те же самые имена, или же их аккадские
|
|