|
выглядят старше чем камни Стоунхенджа (датирующиеся 2700–2300 годами до РХ), но
не на 7500 лет. С другой стороны, гигантские блоки Пума-Пунку вполне могут
оказаться гораздо старше колонн
Каласасайя
, так как они были значительную часть времени покрыты грязью и защищены от
воздействия стихий.
То немногое, что нам известно из истории Тиауанако, прошло чарез фильтры
многочисленных более поздних культур, в том числе культуры инков и испанских
конкистадоров, которые покорили инков в XVI веке. Упоминавшийся выше Сьеса де
Леон интересовался историей Тиауанако и записал мифы, рассказанные ему местными
жителями:
«Существует поверье, что еще задолго, далеко задолго до того, как здесь стали
господствовать инки, уже существовали некоторые здания..: Я спрашивал у местных
жителей — построены ли эти сооружения во времена инков, но они только смеялись
в ответ, повторяя то, что я уже сказал, — что эти храмы были выстроены до инков,
но что они не знают, кто именно их построил. Но они слышали от своих предков,
что все это появилось здесь мгновенно».
Ходят подобные легенды и о том, что здания Тиауанако были выстроены после
Потопа за одну ночь и строили их будто бы великаны какой-то неведомой расы. Эта
версия напоминает легенды о создании Баальбека. В других мифах озеро Титикака
именуется священным местом, в котором бог Виракоча создал Вселенную. Наконец,
существует еще одна легенда, повторяющая библейский рассказ, где говорится, что
у озера Титикака жило патриархальное семейство, пережившее вселенский Потоп и
положившее начало народам горных Анд. Все эти легенды обычно приводятся для
объяснения ореола религиозной мистики, благодаря которому Тиауанако позже так
разросся.
В отличие от легенд, ученые не могут объяснить, почему Тиауанако вдруг возник
как священный центр. Они не могут объяснить и того, как огромные каменные глыбы
перевозились сюда на расстояние десятков миль из ближайших карьеров. Они не в
состоянии объяснить ни значения окружающих Тиауанако каналов, ни роли сложной
системы водопроводов внутри Акапаны и в других местах. И наконец, они не могут
разъяснить загадку камней, разрезанных и просверленных как будто при помощи
современных инструментов.
ЧАВИН-ДЕ-УАНТАР
Развалины Чавин-де-Уантар лежат на высоте 10 500 футов (3500 м) в Перуанских
Андах, между двумя цепями гор. Одна горная цепь отгораживает их от морского
побережья, другая — от джунглей Амазонии. Трудно найти более недоступное и
надежно укрытое место. И однако, 2500 лет назад Чавин превратился в один из
самых священных городов Южной Америки, и в 500–200 годы до РХ оказывал большое
влияние на далекие прибрежные районы Перу.
Главной статьей экспорта из Чавина была религия, основывавшаяся на культе
ягуара с оскаленными клыками. В результате распространения этого странного
культа отдаленный город Чавин превратился в необычайный центр регионального
ремесла, благодаря чему по всему древнему Перу распространились образцы
характерного искусства Чавина. В период расцвета Чавин-де-Уантар занимал
площадь в 105 акров (около 40 га), а население его составляло примерно 3000
человек — небольшое, по нашим понятиям, но необычайно крупное поселение для
Перу того времени.
Основной ритуальный центр Чавин-де-Уантара занимал площадь в 12 акров
(приблизительно 4 га). Хотя местные туземцы называли Чавин El Castillo (замок),
жители его не были воинственны. Насыпи вокруг Чавин-де-Уантара почему-то
называли пирамидами, хотя это совсем не пирамиды. Археологические раскопки
обнаружили здесь ряд храмов с плоской крышей, окружающих с трех сторон
квадратную центральную площадь. Эти уникальные «храмы» представляют собой самые
удивительные сооружения древнего мира
Главный храм, называемый также Старым храмом, это строение в форме подковы,
сориентированное точно на восток — на восход солнца. Внутри его проложен целый
лабиринт узких подземных проходов, многие из которых непонятно почему
заканчиваются тупиками. Однако один из этих узких туннелей выводит в странное
подземелье в форме креста. Здесь, в месте соединения переходов, в самом
святилище храма, спускается с потолка до пола камень в форме ножа или
наконечника копья. Этот камень известен под именем
El Lanzon
— Копье.
El Lanzon
— монолит, вырубленный из цельного куска гранита 15 футов (5 м) высотой.
Полагают, что это главная святыня религии Чавина. На камне вырезано изображение,
где ясно видны клыки и когти божества. Несмотря на то, что клыки как будто
ассоциируются с культом ягуара, изображение в целом скорее напоминает гибрид
человека и быка, а из головы у него выползают змеи. Правая рука бога поднята
вверх, левая опущена, как будто бы он возвещает свой завет. Некоторые
толкователи обратили внимание, что в поднятой ладони бога отсутствует линия
|
|