|
древнеегипетской религии.
Самым известным из этих отцов египтологии был Джеймс Генри Бристед,
американский учёный, чьи взгляды во многом определила современная
иудейско-христианская вера. Бристед свёл воедино звёздный и солярный культы,
объявив, что последний давно уже поглотил первый. Что касается тех аспектов
Текстов пирамид, которые он не понял, то он просто назвал их мешаниной
архаических мифов, гимнов и магических заклинаний.
Подобные идеи стали лозунгом и английского египтолога Эрнеста Альфреда Уоллиса
Баджа, чья работа пришлась примерно на то же время, что и Бристеда, — с 1899 по
1934 г. Уоллис Бадж также сконцентрировал свои усилия на солярном культе
древних египтян, утверждая, что Солнце было «видимым символом» их верховного
Бога .
[224]
Он никогда публично не говорил, кем же на самом деле является главный Бог
египтян. Те моменты в Текстах пирамид, которые он не понимал, он назвал
«суевериями и примитивными верованиями», из поколения в поколения питавшими
богатое воображение первобытных и полупервобытных предков египтян .
[225]
Таково было влияние Бристеда и Уоллиса Баджа на формирующуюся египтологию, что
только единицы египтологов нашли в себе силы выступить против их мнения. Так
оно продолжается и поныне.
В результате современная египтология находится в тисках ортодоксальных мнений,
объясняя всё на свете с позиций солярного культа храмы, обелиски, пирамиды,
Сфинкс — всё. Новое поколение учёных продолжает активно разрабатывать отдельные
аспекты (нужно признать, принося хорошие результаты), но принимает как должное
все религиозные мотивы и без колебаний опирается на интерпретацию, предложенную,
главным образом, Бристедом и Уоллисом Баджем сто лет назад.
Я стою совершенно на других позициях, но определённые комментаторы внутри самой
египтологии продолжают придерживаться ортодоксальных взглядов. К примеру, в
1993 г. египтолог Дмитрий Микс заявил, что самые лучшие и надёжные переводы
важнейших религиозных текстов были уже сделаны в предыдущие 25 лет. Затем он
писал:
«Работа по установлению фундаментальных фактов… только началась. Пришёл момент
прочитать и перечитать тексты, не подстраивая их смысл под наши фантазии, как
это было в прошлом, но стараясь понять, что они значат на самом деле… Чем
Египет станет для нас, если мы в конце концов поймём, чем он был, без
каких-либо моральных допущений или, наоборот, отрицаний, в меньшей степени
полагаясь на источник наших собственных предубеждений. Что, если он полностью
был чем-то другим?. Пришло время прямо поставить этот вопрос» .
[226]
(Курсив Микса).
Как и предположил Дмитрий Микс, действительно пришло время бросить свежий
взгляд на древнеегипетские тексты.
И мы начнём с самого начала.
Когда небо упало на землю
По мере перевода и публикации всё большего количества древнеегипетских текстов
в XX веке росло понимание того, что египетские цари и жрецы были одержимы
некоей концепцией, которую можно назвать Зеп-тепи, или, в приблизительном
переводе, «Первое Время».
[227]
На самом деле они поклонялись не самому Зеп-тспи, а идее возвращения Зеп-тепи —
другими словами, возвращения к Первому Времени Это, в свою очередь, и было
задачей царя после смерти — взойти на Небеса и восстановить тот порядок вещей,
который был в начале времён.
[228]
Почему это было так необходимо? Простой ответ заключается в том, что древние
египтяне искренне верили в существование золотого века во вселенной, который
закончился в результате грандиозной катастрофы. Конечным замыслом царей и
жрецов было восстановление этого золотого века — мирового порядка (Маат) там,
где он нарушен, восстановление справедливости там, где сё нет, восстановление
совершенства там, где оно отсутствует. Эта цель вдохновляла царей и жрецов па
путешествие назад во времени.
Катастрофу, произошедшую в Первое время, египтяне называли по- разному — «день
поражения Древних» ,
[229]
«день битвы с врагами» ,
[230]
«день великой расплаты» ,
[231]
«день бури над Двумя землями» ,
[232]
|
|