|
которые отделились от тела в момент столкновения.
Затем мы узнаём нечто поразительное — шумерский поэт воспевает великие деяния
Энки:
Когда отец Энки поднял его [взор] над Евфратом,
Встал он гордо, как необузданный бык,
Он поднимает пенис, он извергает семя,
Наполнился Тигр искристой водой .
[140]
Как мог, спросим мы, спустившийся бог принести на Землю так много воды?
Дополнительные подсказки можно найти в легенде о брате Энки — Энлиле, который
также спустился на землю таким же примечательным образом. В предании, которое
называется «Энлиль и Нинлиль», вначале описывается купание Нинлиль в чистой
реке, где её и увидел Энлиль.
Нинлиль, на берег «Потока Княжьего» она идёт.
Ясноглазый, Повелитель, Остроокий — око его ее узрело.
Утёс Могучий, Отец
Энлиль,
Остроокий —
Око его её узрело…
Владыка — «С тобою да сближусь!» — ей говорит,
А она не желает.
«Мое лоно мало, сближенья не знает,
Мои губы юны, целовать не умеют» .
[141]
Тогда Энлиль приказал своему визирю Нуску привести барку, и пока плыл по реке,
овладел Нинлиль.
Прекрасная река, сверкающая река течёт сквозь тьму, как ожерелье.
Госпожа Нинлиль стоит на берегу могучей реки…
Гордый Отец (Энлиль] взошёл на Великую Гору…
Чудесная вода хлынула мощным потоком…
Он [Энлиль] снял свои одежды, быстро вошёл в неё
и пролил жизнь в неё своим напряжённым фаллосом.
Река засияла — сияющая река пролилась в Женщину…
Госпожа Нинлиль сказала ему: «Там, в моём чреве, где оказалось твоё
семя, новая жизнь зародилась».
[142]
Как «река» могла оплодотворить богиню? Чтобы понять это, следует отметить, что
шумерское слово «вода» также имеет значение «семя».
[143]
Кроме того, здесь «Женщина», или богиня, персонифицировала Мать- Землю. Вода,
таким образом, представляла животворящую субстанцию, которая оплодотворила
чрево Матери-Земли.
То же развитие событий подтверждает и шумерская легенда «Спор между летом и
зимой», Из этой легенды мы узнаём, что Энлиль ввёл свой «фаллос» в «гору»
(Харсаг) и затем изверг потоки воды и жизни, таким образом, принеся смену
времён года — «зимы» и «лета».
Энлиль, царь всех земель, собрался с духом
Он вонзил свой фаллос в Великую Гору (Харсаг)…
Лето и зиму, плодородный поток он пролил во чрево земли.
Куда бы Энлиль ни вонзал свой фаллос, он ревел, как дикий бык.
Здесь Харсаг провела день, отдохнула ночью,
Разделилась на Лето и Зиму, как жирная сметана…
[144]
|
|