|
чтобы способ рождения бессмертных богов не стал известен людям, — на то воля
бога-монарха, хранителя и архитектора вселенной, который послал могучих богов
Осириса и богиню Исиду в помощь миру сему для всего, что было здесь
необходимо"».
[96]
Кем были Осирис и Исида? Почему они были необходимы миру? Что за «способ
рождения бессмертных богов»? Что такое «божественный исток»? Почему
божественный ребёнок родился в подземном мире? Вопросы, которые поднимает этот
загадочный отрывок, бесконечны.
Однако ясно одно. Мы не можем игнорировать параллель между рождением
божественного ребёнка Гора в Древнем Египте и рождением божественного ребёнка
Всемогущей в Элевсинских мистериях. И эта тема также отражается в мистерии Девы
Марии и чудесного зачатия Сына Божьего.
За пятьсот лет до христианской эры греческий поэт Пиндар
[97]
так написал о мистериях:
Счастлив тот, кто видел это перед нисхождением в подземный мир!..
Он познал конец жизни! Он познал и её начало!
[98]
Начало жизни — это ключ ко всему? И снова вспомним загадочную табличку с не
менее загадочной надписью, выкопанную в Ассуре Вальтером Андре в первой
половине XX века. В этой табличке заключалась великая тайна, известная только
ассирийским посвящённым, относительно начала жизни Homo sapiens:
Там, где человек был создан, Нисаба (богиня письменности и мудрости)
Уже давно была.
И пусть мудрые будут учить таинствам только мудрых.
[99]
Кто такие боги?
Если мы хотим познать древние мистерии, нужно обязательно раскрыть тайну богов.
Кем или чем были эти странные существа? Почему они сошли с Небес на Землю? И
как они создали человека по своему образу и подобию?
Самой популярной теорией богов, естественно, в академических кругах любого
уровня является мнение о том, что они представляли собой беспорядочную смесь
небесных и земных богов. Первых представляли боги Солнца, Луны и звёзд,
поклонение которым вполне понятно. Последними, в основном, были боги природы,
погоды, земледелия и плодородия так же, как и мифические гиганты и демоны. И
опять же поклонение подобным божествам вполне понятно.
Другое учение, известное как «эвгемеризм», предполагает, что некоторые древние
боги были людьми, которых благодарные потомки обожествили за их героические
Деяния.
[100]
Третья теория, которую можно было бы назвать «историцизмом», утверждает, что
некоторые мифы, особенно о битвах богов, могут быть аллегориями поражения
одного народа или одной культуры другой.
Затем существует и юнгианская школа мысли, согласно которой, боги во многих
случаях являются выражением архетипов, всегда существовавших в определенной
части человеческого сознания, названной «коллективным бессознательным».
[101]
Все эти разнообразные теории кажутся вполне дееспособными на первый взгляд, и
они не обязательно взаимно исключают друг друга Таким образом, мы оказались в
ситуации, когда учёные имеют возможность найти и выбрать из целого арсенала
теорий подходящее объяснение, кем являлись боги в любом мифе. Именно этим и
занимаются учёные — находят и выбирают объяснения по собственному желанию,
спорят друг с другом до бесконечности относительно всех и каждой легенды. В
результате отсутствует не только согласие в интерпретации какой-либо легенды,
более того, отсутствует фундамент, на котором можно было бы рассматривать всю
мифологию в целом.
Больше всего тревожит то, что в своём подавляющем большинстве учёные явно
удовлетворены таким положением дел, а в путанице и неопределённости обвиняют
самих древних людей, которые, по общему убеждению, были слишком примитивны в
своем умственном развитии.
В итоге учёные пришли к выводу, что всё дельное по этому поводу уже было
сказано отцами-основателями современной академической науки ещё в конце XIX —
начале XX веков. Поэтому дальнейшие исследования на тему богов не имеют смысла
и нечего искать лучшую теорию, в особенности более целостную и универсальную.
|
|