|
распространенное у вас сказание о Фаэтоне, сыне Гелиоса, который будто бы
некогда запряг отцовскую колесницу, но не смог направить ее по отцовскому пути,
а потому спалил все на Земле и сам погиб, испепеленный молнией. Положим, у
этого сказания облик мифа, но в нем содержится и правда: в самом деле, тела,
вращающиеся по небосводу вокруг Земли, отклоняются от своих путей, и потому
через известные промежутки времени все на Земле гибнет от великого пожара. В
такие времена обитатели гор и возвышенных либо сухих мест подпадают более
полному истреблению, нежели те, кто живет возле рек или моря; а потому
постоянный наш благодетель Нил и в этой беде спасает нас, разливаясь. Когда же
боги, творя над Землей очищение, затопляют ее водами, уцелеть могут волопасы и
скотоводы в горах, между тем как обитатели ваших городов оказываются унесены
потоками в море; но в нашей стране вода ни в такое время, ни в какое-либо иное
не падает на поля сверху, а, напротив, по природе своей поднимается снизу. По
этой причине сохраняющиеся у нас предания древнее всех прочих, хотя и верно,
что во всех землях, где тому не препятствует чрезмерный холод или жар, род
человеческий неизменно существует в большем или меньшем числе. Какое бы славное
или великое деяние или вообще замечательное событие ни произошло, будь то в
нашем краю или в любой стране, о которой мы получаем известия, все это с
древних времен запечатлевается в записях, которые мы храним в наших храмах;
между тем у вас и прочих народов всякий раз, как только успеет выработаться
письменность и все прочее, что необходимо для городской жизни, вновь и вновь в
урочное время с небес низвергаются потоки, словно мор, оставляя из всех вас
лишь неграмотных и неученых. И вы снова начинаете все сначала, словно только
что родились, ничего не зная о том, что совершалось в древние времена в нашей
стране или у вас самих. Взять хотя бы те ваши родословные, Солон, которые ты
только что излагал, — ведь они почти ничем не отличаются от детских сказок. Так,
вы храните память только об одном потопе, а ведь их было много до этого; более
того, вы даже не знаете, что прекраснейший и благороднейший род людей жил
некогда в вашей стране. Ты сам и весь твой город происходите от малого семени,
оставленного этим родом, но вы ничего о нем не ведаете, ибо выжившие на
протяжении многих поколений умирали, не оставляя по себе никаких записей и
потому как бы немотствуя. А между тем, Солон, перед самым большим и
разрушительным наводнением то государство, что ныне известно под именем Афин,
было и в делах военной доблести первым, и по совершенству всех своих законов
стояло превыше сравнения; предание приписывает ему такие деяния и установления,
которые прекраснее всего, что нам известно под небом».
Услышав это. Солон, по собственному его признанию, был поражен и горячо
упрашивал жрецов со всей обстоятельностью и по порядку рассказать об этих
древних афинских гражданах.
— Жрец ответил ему: «Мне не жаль, Солон; я все расскажу ради тебя и вашего
государства, но прежде всего ради той богини, что получила в удел, взрастила и
воспитала как ваш, так и наш город. Однако Афины она основала на целое
тысячелетие раньше, восприняв ваше семя от Геи и Гефеста, а этот наш город —
позднее. Между тем древность наших городских установлений определяется по
священным записям в восемь тысячелетий. Итак, девять тысяч лет тому назад жили
эти твои сограждане, о чьих законах и о чьем величайшем подвиге мне предстоит
вкратце тебе рассказать; позднее, на досуге, мы с письменами в руках выясним
все обстоятельнее и по порядку».
В монологе Критий неоднократно упоминает имя Солона. Кем же был этот человек?
Солон был предшественником Платона, очень уважаемой личностью в Афинах (часто
его называют жрецом), он составил для афинян новый свод законов. В 571 г. до Р.
Х. Солон отправился в Египет и высадился в Наукратисе, порту в канопском рукаве
Нила. В 16 километрах оттуда находился город-храм Саис со школой толмачей. В
храме Солон пожелал услышать от храмового писаря старца Сонхиса историю об
Атлантиде и одновременно взглянуть на иероглифы. Через 650 лет после смерти
Солона Плутарх написал книгу о выдающемся деятеле Афин: «Жизнь Солона». В ней
Плутарх пишет о том, что Солон сам хотел рассказать об Атлантиде в письменном
виде, но по причине своего преклонного возраста не смог приступить к изложению.
Критий передает разговор, в котором участвовал Солон во время своего пребывания
в Саисе. Это является несколько рискованным заявлением, Крития с самого начала
хочется обвинить во вранье. Ведь если посудить, он рассказывает о воспоминаниях
своего деда. Но сам Критий причислялся к 30 главам Афин, к авторитетным
политикам. Зачем же тогда Критию дурачить почтенных слушателей? Все они были
достаточно взрослые и умные, и лживые истории с ними бы не прошли. Вокруг
ученых мужей сидели ученики, которые абсолютно все записывали. Речь идет не
только о запутанном вступлении, не о речах об идеальном государстве, как это
часто хотят представить. Подобное сообщество людей Платон описывает во всех
подробностях в диалогах «Законы», «Государство» и «Политик». В них и так обо
всем сказано. К чему дополнительная ложь об Атлантиде?
К тому же создается впечатление, что Критий точно знает, о чем говорит. Он
называет географические детали — «где Нила поток расщепляется, называемые
саитидами… крупнейший город Саис… родной город царя Амасиса» и т. д., — а также
утверждает, что в Саисе существовали письменные источники об Атлантиде. Солон,
как известно, списал текст об Атлантиде с пьедестала одной из статуй.
Информация на статуях должна касаться особенных событий — иначе никогда ее не
сочли бы чем-то ценным, достойным вечной памяти.
Затем Критий «дает слово» «почтенному летами жрецу», о котором рассказывал
Солон. «Почтенный летами» уверяет, что египтяне сохранили все исторические
источники. В одном из таких источников сообщается, что Афины до великого потопа
|
|