|
славный герой отрубил Медузе голову.
С головой чудища в мешке он слетал в Египет, где проживали его родственники, а
затем — в Эфиопию. Там местный царь как раз собирался отдать морскому чудовищу
свою очаровательную дочь Андромеду. Конечно же, Персей убил подводного монстра
и получил, немного поинтриговав, свою Андромеду. Тем временем на его друзей в
Эфиопии напал превосходящий по силе противник. Персей попросил товарищей
прикрыть чем-нибудь глаза. После чего достал из мешка голову Медузы и показал
ее врагам. Те моментально обратились в камень. В дальнейшем Персей не раз и не
два пользовался этим секретным оружием. (Для знатоков: в «Кебра Негест»,
истории царей Эфиопии, тысячи солдат умирают самым таинственным образом,
взглянув на волшебный ящик, украденный сыном Соломона в Иерусалиме и
перевезенный в Эфиопию.) Позднее Персей вместе с Андромедой возвращается в
родные пенаты и основывает город Микены. Разумеется, о Персее существуют еще и
другие истории.
Никто не знает, когда земли Микен были заселены впервые, но все соглашаются с
тем, что произошло это в каменном веке. Местность гористая, и там вскоре начали
добывать медную руду. Была ли медь причиной столь раннего заселения земель, или
существовал более священный повод, мы никогда не узнаем. Археологически
подтверждается лишь то, что здесь еще 2500 лет до Р.Х. воздвигались мегалиты, и
что Микены, спустя 1000 лет после этого превратились в мощную крепость с
циклопическими стенами в 6 метров толщиной.
В истории Гомера, посвященной Трое, Микены тоже играют важную роль, хотя до
сегодняшнего дня непонятно, откуда поэт брал подобную информацию. Согласно
Гомеру, герои Троянской войны, Агамемнон и его спутники, погребены в Микенах.
Это и стало причиной того, почему Генрих Шлиман начал раскопки в Микенах. В
пяти могилах-шахтах он обнаружил скелеты 12 мужчин, 3 женщин и 2 детей. И
поскольку в захоронениях было очень много золотых вещей, Шлиман незамедлительно
отправил греческому королю в Афины телеграмму, утверждая, что одних этих
сокровищ уже достаточно для того, чтобы заполнить все выставочные залы большого
музея. Тут он, конечно же, преувеличил. Сегодня его находками можно
полюбоваться только в одном из залов Греческого Национального музея.
Туристам в Микенах есть на что посмотреть. Здесь находится знаменитая «стена
циклопов», названная так потому, что, согласно легенде, ее действительно
возвели одноглазые великаны. В центре стены на трех монолитах покоятся так
называемые львиные ворота. И любой турист, жующий в тени стены свой сэндвич,
мог бы сделать забавное открытие: разглядывая мегалиты, из которых построена
стена циклопов, только с огромной натяжкой можно говорить о природных камнях.
Обработанные камни состоят из различных материалов, вероятно смешанных с
обычным бетоном. Это главная стена в 900 метров длиной, чуть ниже и чуть выше
от нее расположены стены меньших размеров уже более поздних эпох.
На несколько сотен метров ниже располагается так называемая «Сокровищница
Атрея», поистине впечатляющее архитектурное сооружение, служившее вначале
усыпальницей (хотя я сомневаюсь, что это было именно так). Мощное здание с
куполом диаметром 15 метров и высотой 13,3 метра расположено у подножья холма.
Свод купола состоит из 33 слоев, причем каждый выступает вперед чуть больше,
чем предыдущий, и так до тех пор, пока один-единственный увесистый блок не
закрывает отверстие в куполе. Камни фундамента весят 120 тонн, а ученые
подсчитали, что купол мог бы выдержать давление в 140 тонн. К сожалению, никто
не знает, что первоначально находилось в этом великолепном зале. Грабители
поработали там задолго до появления археологов.
Еще на заре своего существования Микены были тесно связаны с Кипром. Это
доказывают минойская живопись и украшения, обнаруженные в Микенах. Потомки
богов с Крита перемешались с микенцами. Лично для меня здесь более важным
является не позднее минойское влияние культурного обмена, а первоначальное
расположение Микен. Оно играет значительную роль в цепи, звенья которой мне
постепенно удается распутывать.
Что за звенья? Что за цепь? Очаги греческой культуры вписываются в
поразительную геометрическую схему. Я бы хотел, конечно, описать большую часть
святилищ и их богов, чтобы наглядно продемонстрировать ткань этой сети. Однако
сделать это в книге с ограниченным объемом невозможно. Поэтому рассмотрим
только 4 места: Кнос, Эпидавр, Микены и Олимпию. У последней тоже было свое
«ответственное за порядок» божество. Сюда же следует причислить как минимум еще
два священных места: Афины и Дельфы.
То, что соревнования в Олимпии происходили еще до Олимпийских игр, я уже
говорил. Так же как и остальные места, окрестности Олимпии были заселены еще в
каменном веке. Сегодня руины храмов и спортивных площадок по большей части
отреставрированы, однако реликты мегалитической архитектуры все еще заметны. На
это я постоянно обращаю внимание и не боюсь повториться: чем дальше в прошлое,
тем больше камни (мегалит = большой камень), с которыми возились люди. Как
будто не легче и не проще было бы устанавливать друг на друга глыбы размером
поменьше. И это можно обнаружить в любой точке земного шара. Очевидно,
«современники» каменного века с особым удовольствием мучились с огромными
блоками, хотя ни измерительной техники, ни соответствующего опыта у них не было.
В более поздние эпохи все стало более компактным и практичным.
Итак, Олимпия. В качестве верховного бога здесь хозяйничал Зевс собственной
персоной. О нем написаны горы книг, — мне же достаточно телеграфного резюме.
Слово Зевс (у римлян Юпитер, у германцев Тор) содержит индогерманский корень
«dei» — «светящийся» [86]. Сам Зевс, по представлениям греков, не возник из
Ничего, он был сыном Кроноса. Гесиод сообщает, что первоначально царил Хаос,
некое прасостояние, из которого образовалась Земля, Гея. Земля родила Урана,
|
|