|
океана, т. е. на побережье Азии и Австралии, а также Америки, он простирается
от 25° северной широты до 25° южной широты, а на восточном и западном
побережьях Африки кокосовая пальма встречается в пределах от 6° северной широты
до 16° южной широты. Ни в Северной Африке, ни в Малой Азии, ни на Аравийском
полуострове кокосы не растут. Поэтому не удивительно, что Платон не знал плода,
который дает «и питье, и пищу, и мазь», но это не значит, что он не видел и не
ел кокосовых орехов
[7]
. Их могли привозить купцы. Правда, первое описание кокосовой пальмы мы
встречаем лишь в труде Теофраста — ученика Платона и Аристотеля — «О
происхождении растений».
Под понятием «с трудом сохраняемый плод... что явился на свет ради развлечения
и удовольствия» Платон, а вернее Солон и его египетские наставники, вероятно,
имели в виду различные засахаренные фрукты.
Особого внимания заслуживает описание храма Посейдона, а также внешности этого
бога, которая, как сообщает Платон, «представляла что-то варварское». Если эта
статуя напоминала изображения богов ацтеков и тольтеков из Центральной Америки,
о. чем будет идти речь дальше, то не следует удивляться, что она не нравилась
египтянам и грекам. Подобное впечатление возникает, вероятно, у каждого из нас
при виде изображений мексиканских богов, в то время как греческие статуи
считаются теперь образцом красоты. Это замечание Платона, как, впрочем, и ряд
других аналогий, заставляет задуматься о существовании какой-то связи между
Атлантидой и Америкой. Этого, конечно, не мог знать Платон, и поэтому невольно
хочется повторить еще раз слова Брюсова: «Если бы мы хотели считать этот
рассказ лишь плодом фантазии Платона, нам пришлось бы наделить его прямо-таки
сверхчеловеческой гениальностью».
Последние строки сохранившегося текста «Крития» содержат сообщение,
представляющее исключительную ценность для проблемы Атлантиды.
Зевс собрал «всех богов в самую почетную их обитель, которая приходится в
средине всего мира», где они должны были вынести приговор.
Известно, что, согласно верованиям греков, местопребыванием богов был Олимп —
священная гора в Греции. Однако во времена Платона Греция уже не считалась
центром всего мира. Так могли рассуждать во времена Солона и Геродота, в устах
же Платона, учителя великого Аристотеля, географические труды которого высоко
ценились на протяжении последующих полутора тысяч лет, такое высказывание
звучит как анахронизм. Если бы Платон придумал весь этот рассказ только в
качестве фона для своих политических воззрений, то, несомненно, «поселил» бы
богов в соответствии с современными ему представлениями и тогдашним уровнем
научных знаний. Поэтому трудно не поддаться впечатлению, что Платон в данном
случае действительно повторил слова Солона, переданные Критием на собрании в
доме Сократа.
Вернемся, однако, к тексту, подчеркнутому в «Тимэе» остров «пред устьем его,
которое вы по-своему называете Геракловыми Столпами... был больше Ливии и Азии,
взятых вместе, и от него открывался плавателям доступ к прочим островам, а от
тех островов — ко всему противолежащему материку, которым ограничивался тот
истинный понт. ...а то (что с внешней стороны) можно назвать уже настоящим
морем, равно как окружающую его землю по всей справедливости — истинным и
совершенным материком».
В этом описании мы видим очертания Америки от Лабрадора до наиболее выдвинутой
на восток части нынешней Бразилии, которая дугой охватывает центральную часть
Атлантического океана. Острова, к которым мореплаватели имели доступ, а через
них ко всему материку, — это Малые и Большие Антильские острова.
Карта мира по океанической системе.
Однако утверждение о существовании материка, «которым ограничивался тот
истинный понт», противоречит взглядам на расположение суши и морей во времена
Платона. Географы тех времен утверждали, что земной шар покрыт океаном, на
котором в виде архипелага островов расположены материки Европы, Африки и Азии.
Спустя еще сто пятьдесят лет после смерти Платона такого мнения придерживался
известный ученый из Александрии Эратосфен в своей «Географии». Только в
середине второго столетия нашей эры Клавдий Птолемей выступил с другой теорией,
названной «материковой», которая в отличие от предыдущей, «океанической»,
утверждает, что поверхность земного шара состоит в основном из суши, на которой
— как лужи после дождя — расположены моря и океаны. На протяжении нескольких
столетий, вплоть до открытия Америки, обе теории имели своих единомышленников.
Во времена Платона можно было еще представить себе, что где-то в океане
находится остров Атлантида, но утверждение, что океан имеет определенные
пределы, т. е. что его ограничивает какой-то материк, не соответствовало бы
географическим представлениям того времени.
Читатели обоих приведенных выше диалогов Платона обычно сожалеют об отсутствии
этого «последнего листка». К догадкам, которые высказываются по поводу
дальнейшей судьбы окончания «Крития», можно добавить еще одну.
Карта мира по материковой системе.
Слова жреца из Саиса: «Многим и различным катастрофам подвергались и будут
|
|