|
готовились к большому походу, так как они хотели подчинить себе и другие
области наиболее развитых народов в этой части земли, где были плодородные поля
и большие города…»
Далее он рассказывает, как амазонки победили атлантов и запугали их жестоким
обращением с пленными. Но затем амазонки заключили мир с атлантами и вместе
разбили племя горгонов.
Диодор в своем труде упоминает также о племенах Северной Африки, живших около
гор Атлас. Столицей их был город Керне. Но об этом, как мы уже знаем, еще ранее
писал Геродот. Значит, выходит, что сообщения Диодора — вторичны, поскольку
используют информацию «отца истории». Однако в других местах его произведения
заметно влияние Платона. Так, Диодор пишет:
«После того как мы описали острова на внутренней стороне Геракловых столпов,
займемся теперь теми, которые находятся в океане. В море напротив Ливии
(другими словами, Африки — А. В.) находится большой остров.
От ливийских берегов к нему нужно плыть много дней на запад. Там плодородная
земля…»
Дальнейшее описание этого острова слишком уж напоминает описание Платона.
Правда, нужно отметить, что Диодор ничего не говорит конкретно об острове
Атлантиде и его последующей гибели в морской пучине.
Рис. 6.
Карта Атлантиды из «Мундус Субтерануес» Р. А. Кирхера, Амстердам, 1665
Термин «атланты» иногда встречается и в более поздней римской литературе, но
только применительно к африканским «атлантам» Геродота.
Плиний Старший «атлантами» считал жителей Северной Африки и еще представителей
десятка других племен с самыми удивительными названиями. При этом они, как
оказывается, не знали правил человеческого поведения, не пользовались именами,
не видели ночью снов, как остальные люди, и т. д. И если у Платона бедняги
«атланты» наделены божественным величием, то у Плиния они вдруг совершенно не
знали людских обычаев.
Анализ приведенных выше отрывков из античной литературы свидетельствует о том,
что содержащиеся в них сведения об Атлантиде представляются весьма
неопределенными. Античные авторы берут сведения один у другого без ссылки на
первоисточники, заимствуют имена и названия, а когда привносят в написанное
что-то свое, то смешивают реальные факты и данные с вымыслом столь искусно, что
найти истину представляется практически невозможным.
Вот, собственно, и все, что можно было бы сказать об Атлантиде в античной
литературе…
Однако нельзя здесь не сказать о самом «главном свидетеле по делу» платоновской
Атлантиды. Речь идет о человеке, который достаточно много и полно знал и о
Платоне, и о его диалогах, в том числе и, естественно, об Атлантиде. Этим
человеком является ученик Платона, известный философ древности Аристотель.
Спрашивается, кто же, кроме него, Аристотеля, мог узнать от самого Платона об
Атлантиде?
Аристотель сказал по этому поводу свое веское слово, но при этом нужно
непременно учитывать, что взгляды как самого Платона, так и его знаменитого
ученика были во многом противоположны.
Аристотель утверждал, например, что учитель его выдумал Атлантиду, которая была
нужна ему лишь для иллюстрации своих политических и философских взглядов. Вот
что говорил об этом Аристотель: «Это хитрая уловка, чтобы выставить древние
Афины, победившие атлантов, как город с идеальным строем!» Платон, как известно,
был представителем старинного афинского рода, а Аристотель, который происходил
из семьи врача при дворе македонского царя, не получил даже афинского
гражданства. Он рано стал сиротой. Это трагическое обстоятельство воспитало в
Аристотеле такие качества, как самостоятельность, упорство и трудолюбие. Вместе
с тем одновременно у него появилось неодолимое желание добиться любой ценой и
успеха, и почета, и популярности. После смерти Александра Македонского,
воспитателем которого был Аристотель, Афины стали независимыми. А бывшему
ученику Платона, Аристотелю, пришлось бежать на остров Эвбея.
Итак, свою позицию по отношению к Атлантиде великий Аристотель обосновал
известным изречением: «Amicus Plato, sed magis amica veritas» («Платон мне друг,
но истина дороже»).
Слова эти вошли в поговорку, но мало кто знает, что они относятся как к
платоновскому повествованию об Атлантиде, так и к взаимоотношениям между этими
двумя великими людьми…
Да, нужно сказать, что скептицизм Аристотеля основывался на солидных аргументах.
Многие исследователи разделяли их и до настоящей поры разделяют его мнение по
этому поводу. Почему Платон был единственным писателем античности, который
что-то знал о гибели в океане материка, располагавшегося по ту сторону
Гибралтара? Почему ни в одном тексте, предшествующем «Тимею» и «Критию», нет ни
одного упоминания об этом материке?..
Правда, по сведениям известного современного атлантолога и писателя В. И.
|
|