|
Щербакова, в египетском «Рассказе путешественника, потерпевшего
кораблекрушение», который относится к Среднему царству (а это ни много ни мало,
как 2000–1750 годы до н. э. — А. В.), приводится нижеизлагаемая история.
В результате страшной бури погиб один из египетских кораблей. Из его экипажа
спаслись только несколько человек. Все они попали на остров, где в изобилии
росли фрукты и многие другие растения и где воздух был напоен всеми ароматами
земли. На этом острове жили драконы с голубыми глазами, которые очень хорошо
отнеслись к потерпевшим крушение.
Однако перед тем как отпустить моряков обратно домой, царь драконов сообщил
главному герою повествования: «Ты больше никогда не увидишь этот остров, ибо он
скоро погрузится в пучину». Папирус с данным текстом как будто бы хранился (или
хранится!) в одном из музеев нашего Санкт-Петербурга.
Впрочем, к этому факту не следует относиться очень серьезно. Это происходит
исключительно потому, что античных произведений об Атлантиде действительно не
имеется, за исключением вышеупомянутых диалогов Платона.
В средние века мало кто вспоминал об Атлантиде.
Приговор, вынесенный ей Аристотелем, о том, что «тот, кто Атлантиду выдумал,
тот и отправил ее на морское дно», попал на благодатную почву. Он нашел
поддержку как у средневековых схоластов и религиозных мистиков, так и у
церковных толкователей различных классических текстов. Ведь многим известно,
что тогда отсчет времени велся от начала мира, то есть с первого дня его
творения.
Рис. 7.
Реконструкция Атлантиды по Донелли
А начало это датировалось однозначно — 5508 годом до н. э. Оспаривать же этот
факт не пытался никто, поскольку тогда с еретиками поступали очень жестоко: их
просто сжигали.
Правда, несмотря на довольно мрачныегоды средневековья, мореплаватели выходили
в Атлантический океан на поиски Атлантиды. Это способствовало открытию многих
остовов Атлантического океана: Мадейры, Азорских и Канарских. Многие стали
считать их остатками когда-то существовавшей Атлантиды. А помог открытию этих
островов и вообще возобновлению интереса к Атлантиде некий монах Брандан,
покинувший Ирландию и живший на каком-то удивительном острове. Остров Брандана,
а также легенда о нем и побудили многих исследователей начать искать
таинственные «земли обетованные».
Итак, в эпоху средневековья как бы ушли в небытие все упоминания и об Атлантиде,
и об атлантах, хотя по странам Западной Европы нет-нет, но ходили какие-то
смутные слухи о существовании таинственных островов в Атлантическом океане. Эти
острова то ли «земля обетованная», то ли «Острова Блаженных», которые простому
смертному являются недоступными, поскольку при приближении к ним они
(островапризраки) просто исчезают.
И только с открытием Христофором Колумбом в 1492 году Америки вновь Атлантида
как бы выплыла из мрака забвения и стала снова предметом жарких споров
философов, историков и географов. Ведь оказалось, что неведомые американские
земли населены не только нагими и нищими племенами, но и могущественными
народами, имеющими высокую культуру. Естественно, что возникал вопрос: «Не
являются ли эти народы потомками атлантов?»
Первым эту мысль высказал в 1530 году итальянский философ, врач и поэт
Джироламо Фракастро, а через пять лет его поддержали испанские хронисты
Овьедо-ди-Вальдес и Агустин де Сарате, которые независимо друг от друга оба
пришли к той же идее. Прошло еще немного времени, и их соотечественник
Лопас-де-Гомара в книге «Всеобщая история Индии и завоевания Мексики» (1552
год) заявил, что высокие индейские культуры — это только остатки великой
культуры Атлантиды.
В XVII веке Атлантида появляется на нескольких европейских картах. Например,
остров с названием Атлантис был нарисован в Атлантическом океане известным
деятелем ордена иезуитов Анастасиусом Кирхером, одним из крупнейших
ученых-энциклопедистов своего времени. В 1665 году он выпустил книгу «Подземный
мир», в которой и приводится вышеуказанная карта. На ней нанесены острова
Азорские, Канарские и Зеленого Мыса, «которые и являются как бы выдающимися
вершинами гор затопленной Атлантиды».
В это время в Швеции выходит в свет интересный труд Олауса Ридбека. Автор этого
труда ссылается на произведения таких античных авторов, как Гомер и Плутарх.
Так, в частности, в гомеровской «Одисее» говорится о том, что во время своих
продолжительных путешествий хитроумный Одиссей-Уллис посетил остров Огигию.
Плутарх же считал, что остров Огигия располагалась севернее Британских островов.
В связи с этим Олаус Ридбек предполагал, что Атлантида тождественна Огигии,
которая представляет собой, как это ни парадоксально, не что иное, как…
Скандинавию.
Чуть позже, в 1689 году, француз Сансон поместил Атлантиду в Бразилии. Это же
сделал спустя 100 лет другой французский картограф, некто Вогуди.
По мнению французского географа Филиппа Буашу (1700–1773), материк-призрак
Атлантида покоится на дне океана где-то между мысом Доброй Надежды и Бразилией.
Близкий друг известного философа Вольтера аббат Жан-Сильвен Бальи в 1779 году
|
|