|
8. выявление воротных и иных осей радиальной подсистемы;
9. продолжение линий радиальных частей конструкции для обнаружения фокусов их
схождения.
Общая схема геометрического анализа и оригинальные приемы разрабатывались на
плане рельефа материка Аркаима и принесли на нем многочисленные и интересные
плоды. В частности, получили объяснение многие детали его конструкции, его
общий размер, компоновка крупных частей и ряд других особенностей. Однако
формальный анализ не дает ответа на главные вопросы: назначение объекта, выбор
места для него, возраст, роль и место в истории. Чтобы продвинуться в нужном
направлении, следует расширить исследовательское поле и выйти за рамки
формального геометрического анализа, впрочем, оставаясь в границах его
идеологии.
Первоначальная идея понимать Аркаим как изображение Неба на поверхности Земли,
при употреблении геометрического анализа, получило свое естественное развитие в
направлении квалифицированной модели (карты) Неба и модели Земли, а также, что
даже более интересно, сценария взаимодействия между ними. Это удалось в полной
мере и позволило сформулировать концепцию космологической архитектуры. Прежде
чем коротко изложить ее основные части, следует сделать одно замечание
относительно термина «космологическая архитектура». Насколько известно, такой
термин ранее не употреблялся.
Дело в том, что слово «архитектура» имеет ограниченное употребление; оно
обозначает далеко не все сооружения и здания, возводимые человеком. Для
архитектурных объектов важно наличие архитектора (автора), который воплощает
идеи эстетической природы. Архитектура должна иметь очевидные эстетические
свойства. Граница между архитектурой и неархитектурой (которую называют
примитивными утилитарными – в смысле полезными – объектами) проходит в
неприятном для историков удалении от курганов, могильников, землянок, чумов,
шалашей, кромлехов, менгиров и дольменов. Все эти и им подобные объекты к
архитектуре не относятся. И уж если к Аркаиму и памятникам его круга употреблен
термин «архитектура», то сделано это именно для того, чтобы подчеркнуть его
сложнейшее содержание, которое может появиться в голове очень развитого
архитектора, мало того – коллектива архитекторов, воплощающих сложнейший
комплекс идей, включая и идею эстетическую, но преимущественно идеи
космологической природы. Современные архитекторы до такого уровня осмысления
своих творений не поднимаются. Употребляя термин «космологическая архитектура»,
мы выводим памятники из разряда простых утилитарных и ставим их впереди
эстетической архитектуры, во всяком случае – рядом с ней.
Концепция космологической архитектуры обладает практически неограниченным
потенциалом в отношении понимания духовной культуры древних обществ. В истории
Древнего мира она имела, по крайней мере, два главных воплощения: собственно
космологическую архитектуру и жреческую мифологию, условный (технический) язык
которой был давно утерян вместе с секретами создания архитектуры. Аркаим
оказался центральным объектом всего древнего феномена и по счастливой
случайности центральным предметом его исследования. Каждый правильно понятый
элемент его конструкции обладает свойством исследовательского инструмента,
который можно применить на множестве других объектов.
Основа космологической архитектуры, без сомнения, представляет собой плоское
отображение небесной полусферы в эклиптической системе координат. Отображение
производится в естественной (истинной) ориентации и в заданном масштабе.
Ориентация и масштаб глубоко обоснованы. Такое отображение небесной полусферы
вместе с траекториями основных движений: эклиптикой, лунными путями,
траекторией Полюса Мира (прецессия Полюса Мира), траекторией центра лунной
орбиты (прецессия центра лунной орбиты) – названо нами Кругом Небесным. Этот
термин точен, удобен и продуктивен при анализе древних космологии. Одного
только этого, удивительно ясного и глубокого понимания сути Неба древними
астрономами было бы достаточно, чтобы признать его выдающимся достижением
человеческого гения. Но этого архитекторам Аркаима оказалось недостаточно для
выражения своих идей: к Кругу Небесному они добавили Круг Земной.
Изображение земной поверхности в эпоху Средней Бронзы также не может считаться
явлением заурядным. По своей естественной природе это отображение выполняется в
экваториальной системе координат, ее центр – Полюс Мира. Напомним, что Круг
Небесный изображается в эклиптической системе координат с центром в полюсе
эклиптики. Такой карте земной полусферы следует участвовать в прецессии вместе
с Полюсом Мира вокруг полюса эклиптики. Размеры такой полусферы ограничиваются
большой окружностью, т.е. размерами Небесного Экватора или эклиптики в заданном
масштабе. В полном развитии такая модель имела бы эллипсовидную форму. А вот
Аркаим имеет круглую фигуру. Изображение земной полусферы можно ограничить
малой окружностью – параллелью. Удобно и разумно выбрать параллель того места,
где установлен данный объект. В экваториальной системе радиус ее задается
отношением (90° – А), где А – высота Полюса Мира над горизонтом или широта
места. Радиус Круга Земного для Аркаима должен быть равен 90° – 52°39' = 37°21'.
или 37,35 ар°, или 29,88 м. В действительности внутренний круг Аркаима,
который, по нашему предположению, выполняет роль Круга Земного, во-первых,
имеет радиус 43,20 м, или 54 ар°, а во-вторых, его центр совмещен с центром
Круга Земного. Такое существенное расхождение не может быть технической ошибкой
(на столь высоком уровне так не ошибаются), как не может быть заблуждением
архитекторов – это результат обдуманного решения. Мы понимаем это
парадоксальное решение таким образом. Главное здесь – назначение проектной
основы: она создает поле смыслов с космологическим содержанием. Можно говорить
о семантическом поле в самом широком и всеобъемлющем значении. Космология, в
|
|