|
по категориям согласно их политической благонадежности и боевым качествам. Так,
представители тюркских народностей и казаки выделялись в отдельную категорию
"равноправных союзников, сражающихся плечом к плечу с германскими солдатами
против большевизма в составе особых боевых частей", таких как "туркестанские"
батальоны, казачьи части и крымско-татарские формирования. Для сравнения
следует сказать, что это было в то время, когда представители славянских и даже
прибалтийских народов использовались лишь в составе охранных, транспортных и
хозяйственных частей вермахта.
А уже 29 апреля 1943 г. новый начальник Генштаба генерал-полковник К. Цейтцлер
подписал новый приказ, как бы дополнявший предыдущий, № Р/500/43 "Местные
вспомогательные силы на Востоке - добровольцы". В нем все "добровольно
перешедшие на немецкую сторону" объявлялись "не военнопленными, а
добровольцами". За ними сохранялись их персональные воинские звания, которые
они получили в Красной Армии, и устанавливалась, согласно этим званиям,
категория льгот. Помимо этого, им предоставлялась свобода выбора: остаться в
составе какой-нибудь германской части или выбрать "один из
национально-освободительных легионов".
29 мая 1943 г. в соответствии с приказом организационного отдела Генштаба
сухопутных войск № 14124/43 все введенные ранее звания были заменены на
персональные, "закреплявшиеся за их обладателями вне зависимости от занимаемой
должности": начиная от добровольца (рядовой) и заканчивая полковником. Приказом
же от 29 декабря 1943 г. к ним прибавилось три генеральских чина: генерал-майор,
генерал-лейтенант, генерал (см. табл. 6).
Приказом генерала-инспектора добровольческих формирований от 20 февраля и
начальника организационного отдела Генштаба сухопутных войск от 14 марта 1944 г.
на личный состав восточных легионов распространялась германская система
воинских званий.
Эти последние мероприятия свидетельствовали о том, что за личным составом
восточных легионов отныне был официально закреплен статус если и не равный
статусу немцев, то, во всяком случае, одинаковый со статусом бойцов иностранных
добровольческих формирований, набранных из "нордических" народов.
Таким образом, мусульманские части представляли собой отдельную категорию в
системе иностранных добровольческих формирований прежде всего благодаря своему
высокому военному и политическому статусу.
Хотя иностранные добровольческие формирования и представляли собой отдельную
категорию германских вооруженных сил, их нельзя назвать самостоятельным родом
войск, так как военнослужащие этой категории входили в состав всех видов
германских вооруженных сил. Они не имели даже единого органа управления: каждый
вид вооруженных сил руководил своими иностранными добровольческими
формированиями самостоятельно и отдельно от других.
Поскольку война есть акт политический и является инструментом, при помощи
которого достигаются определенные политические цели, постольку и предпосылки
процесса создания и использования иностранных добровольческих формирований
прежде всего политические. Они лежат в сфере взаимодействия приоритетов
немецкой внешней политики, которые с конца XIX в. и до прихода нацистов к
власти практически не изменились, и планов нацистского руководства относительно
места того или иного народа в системе будущего "нового порядка". Условия же
создания и использования иностранных добровольческих формирований, а также их
изменения зависели от эволюции германской внешней, оккупационной и национальной
политики, которые в период Второй мировой войны находились под влиянием событий
на фронтах. Следует признать, что две последние играли наиболее важную роль,
причем национальная политика зачастую была инструментом проведения
оккупационной.
Именно вследствие приоритета в германской внешней политике "мусульманского
фактора", геополитического положения регионов, где проживало мусульманское
население, а также некоторых религиозных особенностей ислама, связанных,
например, с понятием о "священной войне" против "неверных", в системе
иностранных добровольческих формирований и были созданы мусульманские
формирования. Со стороны же мусульманских добровольцев определяющими при
вступлении в эти формирования были причины главным образом национального
характера с большей или меньшей степенью влияния религиозного фактора.
Политический и военный статус мусульманских формирований практически с самого
начала их создания был высок и неуклонно возрастал. Однако, несмотря на то, что
ислам все-таки играл определенную роль в изменении их статуса, она не была
определяющей. Эта роль была подчиненной в использовании германским
военно-политическим руководством национального вопроса. В результате к весне
1945 г. военно-политический статус мусульманских формирований достиг очень
высокого уровня. В политической сфере они были признаны союзными Германии
армиями. В военной же сфере их бойцы и командиры стали пользоваться почти
такими же правами, что и немцы.
|
|