|
«Рамзай» начинает работу
Для начала Четвертое управление предоставило ему трех человек. Еще в Берлине
Рихард встретился со своим будущим радистом, назначил ему время и место встречи
в Токио. Другой член группы, Бранко Вукелич, прибыл тем же пароходом из
Ванкувера, что и Рихард, хотя познакомились они позже, в Токио. Третьим был
художник Иотоку Мияги, тоже только что приехавший из Штатов.
Биографии всех трех помощников Зорге показывают, насколько бесплодными были
запреты на работу с «людьми Коминтерна». На Разведупр не действовали ни запреты,
ни провалы…
Настоящее имя радиста – Бруно Виндт, псевдоним – «Бернхардт». Родился он в 1895
году в Германии, в семье фабричного рабочего. Закончив техникум, работал
электромехаником, затем, после призыва, служил радистом на военном корабле. В
1918 году Бруно становится членом «Союза Спартака», затем коммунистом. В 20-е
годы он состоит в «Боевом союзе красных фронтовиков», а также готовит радистов
для компартии. Завербован Разведупром в 1932 году. В 1933 году, окончив
разведывательные курсы в Союзе, Бруно направлен радистом в группу «Рамзай».
Бранко Вукелич родился в 1904 году в Сербии. Его предки были дворянами, хотя и
не потомственными – австрийский император пожаловал дворянство деду Бранко за
верную службу. Впрочем, происхождение убеждениям не помеха. Окончив школу,
Вукелич поступает в Загребскую академию искусств и одновременно вступает в
марксистский клуб студентов университета, став членом его коммунистической
фракции. Вскоре его мать вместе с дочерьми уезжает в Париж. Чуть позже Бранко
присоединяется к ней, поступает в Сорбонну, на юридический факультет. Вслед за
ним – хотя он этого и не знает – отправляется полицейское досье, любезно
переданное югославской полицией французским коллегам. В 1930 году Бранко
знакомится с датчанкой Эдит Олсон, на которой вскоре женится, а в 1932 году он
вступает во французскую компартию, и в марте того же года некая «Ольга»
привлекает его к работе на советскую военную разведку. Вообще-то псевдоним –
вещь загадочная, но под кличкой «Ольга» во Франции работала скандально
известная баронесса Лидия Сталь. Должно быть, за «блестящую» манеру Бранко
присвоили псевдоним «Жиголо».
И вот теперь, получив задание, Вукелич в феврале 1933 года прибыл в Токио
вместе с женой и сыном. Он тоже явился в страну под видом журналиста,
представляя в Японии французское агентство печати «Гавас», журнал «Да вю» и
югославский журнал «Политика». В конце года, после легализации, он установил
связь с Зорге.
Поначалу Рихард не пришел в восторг от нового сотрудника. В письме Центру от 7
января 1934 года он писал: «„Жиголо“, к сожалению, очень большая загвоздка. Он
очень мягкий, слабосильный, интеллигентный, без какого-либо твердого стержня.
Его единственное значение состоит в том, что мы его квартиру, которую мы ему
достали, начинаем использовать как мастерскую. Так что он в будущем может быть
для нас полезен лишь как хозяин резервной мастерской». Вукелич стал фотографом
группы, переснимал документы на микропленку для дальнейшей передачи их в Центр.
Сначала он общался непосредственно с Зорге, а потом – вероятно, с началом
Второй мировой войны, когда немцу стало неприлично общаться с французом,
посредником между ними сделался Мияги.
Художник Иотоку Мияги был третьим членом группы, работавшим в ней с самого
начала. Как и Бранко, он моложе Рихарда, родился в 1903 году, в семье
крестьянина. В 1906 году его отец уехал в США, а в 1919 году туда отправился и
сын. Он окончил художественную школу в Сан-Диего, однако работал не совсем «по
специальности» – с 1926 по 1933 годы совместно еще с несколькими японцами
держал ресторан в Лос-Анджелесе. В 1929 году вступил в организацию
коммунистического фронта – «Общество пролетарского искусства», а в 1931 году –
в Компартию США. В конце 1932 года Мияги получил по линии Коминтерна задание:
отправиться в Токио, где ему сообщат дальнейшую задачу. Он выехал из порта
Сан-Питер в конце сентября 1933 года и 24 октября прибыл в Иокогаму.
Почти сразу же по приезде Рихард встретился с Бернхардтом, затем установил
связь с Вукеличем, а в ноябре вступил в контакт с Мияги. Работа началась. У нее
было два направления: «европейское», которым занимался сам Зорге, и японское,
порученное Иотоку Мияги.
Если в Китае «знаковой» фигурой для Зорге была Агнес Смедли, то в Японии
таковой стал полковник Эйген Отт. Когда Рихард приехал в Токио, Отт был
офицером-посредником, осуществлявшим связь между японским и германским
генштабами, вскоре он стал военным атташе, а впоследствии и послом. Конечно,
Рихард не планировал такой карьеры своего источника, зато очень хорошо приложил
к ней руку. Но все это будет потом, а пока что знакомство с Оттом было одним из
немногих знакомств, на которые он мог, приложив минимум усилий, рассчитывать.
Состоялось оно в результате довольно сложной интриги. Но сначала о самом
полковнике…
|
|