|
В основе военно-морского образования, полученного Бутаковым, лежала тактика
современного ему парусного флота; но, изучив боевые свойства паровых кораблей,
он понял, что появление железного парового флота открыло новую эпоху в истории
военно-морского искусства, и выступил как теоретик парового военно-морского
флота. Иностранные теоретики считали, что в условиях боевых действий паровой
флот может использовать тактику парусного флота. Бутаков же, выступив как
подлинный новатор, решительно поставил вопрос о создании новой тактики,
основанной на специфических свойствах паровых кораблей.
Заслуги Григория Ивановича Бутакова в деле создания тактики парового флота
огромны. Многие положения, выдвинутые в его трудах, не потеряли своего значения
и в наши дни. А между тем, по причине недостаточного исследования истории
развития русского военно-морского искусства эпохи парового флота труды этого
выдающегося деятеля русского флота изучены мало.
Русское военно-морское искусство (а следовательно, и тактика, являющаяся его
составной частью) развивалось в непрерывной борьбе передовых взглядов
прогрессивной части русского морского офицерства с реакционными взглядами
высшего руководства морского министерства. Передовые адмиралы и офицеры
русского флота с первых дней его основания направляли развитие отечественного
военно-морского искусства по самостоятельному пути. Официальные же
военно-морские теоретики царской России, в трудах которых отражалось
преклонение правящих классов перед иностранщиной, умаляли значение русского
военно-морского искусства. Не признавая передового характера отечественного
военно-морского искусства, его самобытности, он" утверждали, что русские
флотоводцы в разработке тактических приемов ведения боевых действий на море
были всего лишь слепыми последователями иностранных адмиралов. Подобные
представления о духовной неполноценности русского народа, о том, что русские
всему должны учиться у западноевропейских авторитетов, насаждали в России в
своих интересах иностранные капиталисты, а чуждые народу правящие классы
царской России, не веря в творческие силы русского народа, охотно поддерживали
их.
Выразителями таких взглядов в области истории военно-морского искусства были
Жерве, Кладо и Петров. Не сумев в силу классовой ограниченности правильно
понять состояние военно-морского искусства в России во второй половине XIX века,
т.е. в период перехода страны от феодально-крепостнической формации к
капиталистической, они не только неверно определяли роль передовых русских
флотоводцев в развитии военно-морского искусства, но и вообще отрицали
самостоятельность передового русского военно-морского искусства и его влияние
на западноевропейское.
Так, например, Петров в своей книге "Трафальгар, Цусима, Ютландский бой",
говоря о заслугах адмирала Бутакова в развитии тактики парового флота, сводил
их к разработке правил эволюции (перестроения кораблей из одного строя в
другой). Тактические взгляды Бутакова он объявил чисто формальными, узко
догматическими и вредными.
Петров умалял значение известного труда вице-адмирала С. О. Макарова
"Рассуждения по вопросам морской тактики", хотя, как известно, в этом труде
была развита дальше тактика парового флота, основы которой были заложены
Бутаковым. Признавая энциклопедизм труда Макарова и ценность приведенных в нем
сведений, Петров вместе с тем утверждал, что в этом труде основная идея тактики
морского боя изложена неясно. Преднамеренно подчеркивая отдельные
недоработанные или спорные положения, Петров преуменьшал то новое,
прогрессивное, что внес Макаров в тактику парового флота.
Передовым взглядам Бутакова и Макарова Петров противопоставлял реакционную
теорию американского контр-адмирала Мэхэна и английского вице-адмирала Коломба,
основанную на антинаучном принципе "вечных законов". Согласно этому принципу
законы ведения боевых действий на море остаются неизменными, как бы с течением
времени ни менялись оружие и боевая техника флота. Явную ошибочность такого
воззрения понимал еще Бутаков. А Макаров, говоря о трудах Мэхэна и Коломба,
советовал "не считать, что выводы их, основанные на примерах парусной эпохи,
безусловно верны в наш век машин и электричества"{2}.
Согласно теории Мэхэна и Коломба главной задачей флота во время войны являлось
достижение господства на море - так называемое "командование морем". Теория эта
была создана в период, когда между капиталистическими странами началась борьба
за передел уже поделенного мира. В основе ее лежало стремление оправдать
необходимость колониальных захватов империалистическими странами, в первую
очередь Америкой и Англией. Условием успешных захватов являлось, согласно этой
теории, "морское могущество".
Для трудов Петрова, Жерве, Кладо и подобных им теоретиков характерно не только
искажение исторического процесса развития отечественного военно-морского
искусства, принижение роли русских флотоводцев и пропаганда преклонения перед
иностранными авторитетами, но и то, что в них делалась попытка оправдать
политику царского правительства в отношении отечественного флота.
|
|