|
ес к тому, как живут люди в других странах. В те годы молодежь жила в
ощущении, близости мировой революции, газеты были полны сообщений о
революционном брожении в Европе и освободительной борьбе колониальных
народов, и Саша рано освоился с мыслью, что совсем не похожие на него
люди, отличающиеся от него цветом кожи, одеждой и языком, на котором они
говорят, близки ему в самом главном - они такие же труженики, как его отец
и мать, любят море, умеют постоять за друзей, щедры и гостеприимны.
Я вспомнил об этом заложенном с самого детства духе интернационального
братства, слушая рассказ Матрены Михайловны, вдовы Сашиного друга Николая
Озерова, о том, как во время оккупации Одессы семья Озеровых с риском для
жизни укрывала в своем доме еврейскую семью, причем не близких друзей, а
людей малознакомых, случайных.
Сам Маринеско считал себя украинцем. Не только потому, что жил на
Украине, учился в украинской школе и родным языком считал украинский. Он
воспринимал как свою украинскую историю и неплохо ее знал. Любил петь
украинские песни и пел хорошо, пел в Ленинграде, Кронштадте и на Ханко.
Национальная гордость соединялась в нем с пристальным и уважительным
интересом к людям другого языка и культуры, но, в отличие от своего
любимого героя Миклухо-Маклая, считавшего себя потомком запорожцев,
Александр Иванович мало интересовался генеалогией и на мой вопрос, кем
были его предки, ответил почти равнодушно: "Не знаю. Мужики.
Который-нибудь кузнецом был, от него и фамилия материнская. Зря не
назовут".
Подобно героям его любимых книг, которых манила широкая, капризная, а в
половодье становившаяся опасной река Миссисипи, Сашу и его друзей так же
неотразимо влекло море. На первых порах Черное, другое он не знал. Но уже
мечтал об океане.
"Море и путешествия, - пишет Маринеско в своих незаконченных записях, -
все больше увлекали меня и моего друга Сашку Зозулю".
Стоило друзьям посмотреть фильм об обороне Очакова, и их неудержимо
потянуло в Очаков. Не поехать, а пройти пешком до самого Очакова, а при
удаче - дальше, по берегу Черного моря и реки Буг до Николаева. Получить
родительское разрешение на такой дальний поход нечего было и думать,
поэтому был разработан хитроумный план. Неделю шла подготовка, продавались
все уловы, копились деньги, а затем в подходящий солнечный день друзья
явились к родителям Саши Маринеско и стали просить отпустить Сашу в
деревню. Якобы Зозуля-отец, в то время партийный работник, едет в
командировку и согласен взять их с собой. Получив разрешение и даже
кое-какие припасы на дорогу, приятели отправились к родителям Зозули и с
таким же успехом уговорили их отпустить Сашу с Иваном Алексеевичем, якобы
едущим в деревню (другую, конечно) на уборочную кампанию.
План можно было считать полностью удавшимся, если б не один маленький
просчет - пришлось взять с собой младшего братишку Саши Зозули, которому в
то время было лет десять, и хотя отважным путешественникам было тогда лишь
года на два больше, разница в возрасте сказалась; как ни старался Жорка не
отставать, путешествие было ему не по силам. "На исходе второго дня, -
читаю я у Александра Ивановича, - мы добрались только до деревни Дофиновки
в 25 км от Одессы. В этой деревне жила знакомая нам обоим девочка по имени
Мара, у нее мы рассчитывали разжиться хлебом. Дофиновка лежит на самом
берегу моря, жители ее занимаются в основном рыбной ловлей и баштанами.
Встретиться с нашей подружкой надо было, конечно, строго секретно, что
нам и удалось при помощи деревенских ребят. Они охотно взялись вызвать ее
на тайное свидание за околицу деревни, где мы построили себе шалаш. У нас
на троих был один пиджачишко, им мы и укрывались.
Продолжить путешествие нам не удалось, на третий день Жорка начал
хныкать и проситься домой, но все-таки мы прожили там еще четверо суток.
Деревенские ребята снабжали нас хлебом и овощами, арбузы и дыни мы
добывали ночью на баштанах, а мелкую рыбешку собирали на берегу моря.
Деревенские рыбаки ежедневно заводили невода, но мелочь обычно
выбрасывали.
Обратный путь мы проделали гораздо быстрее. Хоть мы и не признавались
друг другу, домой хотелось не одному Жорке.
Встретили нас в Одессе не очень деликатно. Родители уже знали о нашей
проделке. Да мы в этом и не сомневались, наши семьи жили на расстоянии
одного квартала".
В своих воспоминаниях и в письмах ко мне А.П.Зозуля утверждает, что
несколько позже поход в Очаков все же состоялся. В записках Александра
Ивановича на это указаний нет. Впрочем, на этом эпизоде записки и
обрываются. Не помнит этого и Валентина Ивановна, как-никак прошло больше
полувека. Не исключена и ошибка памяти у Александра Петровича, по себе
знаю, какие неожиданности подносит нам память, когда мы обращаемся к
далекому прошлому. Однако мне не хочется совсем отказываться от его версии
- уж очень она в характере Александра Ивановича. Уже в юности одной из
главных черт его характера было несгибаемое упорство, он не любил
отказываться от задуманного и не приходил в уныние от неудач. Еще до
встречи с Юнаковым он уже жил по правилу: не отступать и не теряться. Не
вышло - повтори. Правило, чем-то напоминающее цирковой обычай: не удался
прыжок, упал с лошади или с проволоки - повтори, не откладывая в долгий
ящик, повтори, преодолевая боль и страх, повторяй до тех пор, пока не
добьешься своего, иначе тебе никогда не избавиться от неуверенности в
реша
|
|