|
более чем полувековую временную толщу, мне легче всего представить
себе маленького Сашу Маринеско в воде. Плывущим, ныряющим, пляшущим в
ожидании набегающего вала, который через несколько секунд накроет его с
головой и, проволочив по шуршащему гравию, выбросит на берег. Или во время
короткого отдыха распростертым на нагретом солнцем песке, небольшого, но
очень складного, дочерна загоревшего, в выцветших от солнца и соленой воды
сатиновых трусиках, заряженного веселой энергией, как лейденская банка
электричеством, всегда в кругу таких же, как он, загорелых, переполненных
жаждой деятельности, ждущих только сигнала, чтобы самозабвенно включиться
в самую фантастическую авантюру.
Сохранилось несколько ранних фотографий, на которых легко узнать
будущего капитана 3-го ранга, грозу фашистских кораблей и личного врага
фюрера. Но фотографии - это статика, основой характера Маринеско всегда
была динамичность, его трудно представить себе иначе как в движении, в
действии. На помощь мне приходят немногие карандашные записи, сделанные
Александром Ивановичем уже в зрелые годы:
"Семи лет от роду я уже хорошо плавал и нырял, а лето, начиная с семи
часов утра, проводил с приятелями на море, основным нашим занятием была
ловля бычков, скумбрии, чируса и камбалы.
В Одессе за морским судоремонтным заводом было раньше кладбище старых
кораблей, и защищалось оно деревянными сваями без настила, они уходили
далеко в бухту и сверху напоминали букву "Г", взрослые туда не заглядывали
и по сваям не ходили, для этого надо было быть своего рода канатоходцами,
и вот там мы проводили целый день, купаясь, ловя рыбу, закусывая и даже
покуривая. Обратно возвращались поздно, имея "на кукане" килограммов по
пять живой рыбки. Больше половины своего улова мы продавали любителям, а
на вырученные деньги покупали папиросы и другие запасы. Наш распорядок
менялся редко и только для разнообразия впечатлений. Иногда мы гурьбой,
человек в десять, уходили на пассажирские пристани к приходу рейсовых
пароходов и просили бросать с борта в воду гривенники; когда кто-нибудь
бросал, мы ныряли в прозрачную воду и догоняли тонущие монеты; бывало, что
овладевали ими с бою, к удовольствию пассажиров, наблюдавших сверху за
нашими подводными схватками и восхищавшихся нашей ловкостью. Победитель,
всплывая, показывал монету и клал ее себе в рот".
Море, конечно, осталось морем. То грозное, то ласковое, оно и сегодня
шумит или тихонько плещет, облизывая пляжный гравий, как в дни юности Саши
Маринеско, но кладбища старых кораблей и свайного заграждения в форме
буквы "Г" давно уже не существует; неузнаваемо изменилась вся одетая в
бетон и гранит прибрежная полоса, и я даже не пытался пройти по местам,
где впервые породнился с морем будущий подводник. Зато дом номер
одиннадцать по улице Короленко, сохранившийся почти в первозданном виде, я
осмотрел очень внимательно, и хотя в нем уже нет никого, кто помнил бы
семью Маринеско, сразу понял, почему Валентине Ивановне так дорога память
об этом доме и об этой улице. "Когда мы жили на Короленко, одиннадцать..."
- с этой фразы начинались почти все ее рассказы о брате. Но впервые я
услышал этот адрес от Александра Ивановича. Он плохо помнил окраинный дом,
в котором родился, и гостиницу "Бристоль", где Иван Алексеевич ведал
котельным хозяйством; с переездом на Короленко, одиннадцать началась самая
яркая пора его юности - первые дружбы, первые увлечения, первые
самостоятельные решения...
Улица тихая, невдалеке от центра города. Дом четырехэтажный, с аркой,
ведущей во двор. В этом типично одесском дворике в самом деле есть что-то
увлекательное. Он квадратный, со всех четырех сторон открытые (летом,
конечно) окна квартир, соседки видят друг друга и перекликаются. В
середине двора дощатый стол для игр, простые скамейки и старый кривой
тополь, ветви его почти касаются окон второго этажа. Ловкий, как белка,
мальчишка в минуту взбирается на дерево и оказывается дома, минуя лестницу
и входную дверь; в дверь еще надо звонить, а позвонив, можно схлопотать
затрещину за опоздание. А если обойти весь двор, выясняется, что и кроме
тополя в нем много заманчивого - какие-то закоулочки, где можно прятаться,
а потом неожиданно выскакивать, таинственные лестнички, ведущие в
подвальные помещения, а может быть, и еще что-то, невидимое постороннему
взгляду, но ведомое Саше Маринеско.
"Короленко, одиннадцать" - это было нечто несравненно большее, чем
просто адрес. Это и семейные радости - семья была крепкая, дружная, - и
детские игры, и по-одесски свойские отношения с соседями, и привычный путь
в школу и из школы - туда молча и торопливо, оттуда шумной компанией, гоня
перед собой голыш или пустую консервную банку.
За последнее время часто и небезосновательно пишется о пагубном влиянии
улицы на неорганизованного подростка. Так почему же улица Короленко
вспоминается и самим Александром Ивановичем, и его сверстниками с такой
нежностью, с таким ощущением не развеянной с годами поэзии? Может быть,
это какая-то особенная улица?
В детстве все необыкновенно. Не надо забывать, что Короленко, бывшая
Софиевская, - улица южного города. Большую часть года солнце исправно
светит и греет, и вся жизнь одесских ребят, за вычетом сна и школьных
занятий, проходит под открытым небом. Двадцатые годы. Ни о каких высотных
домах в Одессе и не слыхивали, матросским рассказам об американских
небоскребах хотя и верили, но сильно сомневались, что в них можно жить: ни
с соседкой через окошко обменяться новостями, ни покурить с соседом во
двор
|
|