|
и веселья - Одессе".
Так начинаются беглые и оборванные в самом начале автобиографические
записки Александра Ивановича. Бесспорно, Маринеско любил свой родной
город, хотя прочно связал свою жизнь с холодной Балтикой и никогда не
пытался вернуться к теплому Черному морю. Все повороты в своей судьбе он
делал круто, давались они ему нелегко, с кровью, но что отрезано, то
отрезано, всякая двойственность ему была чужда. В Одессу он наезжал редко,
только чтобы повидаться с родными и с немногими старыми друзьями, и
одессита я в нем никогда не видел. Впрочем, и Одессы я почти не знал, а
довоенную - больше по литературе. Но, пожалуй, ярче всего Одесса первых
послереволюционных лет представала передо мной в устных рассказах друга
моей юности Миши Заца, коренного одессита, выходца из рабочей
революционной семьи, чье детство прошло в том же дворе, где жила семья
знаменитого налетчика Мишки Япончика, одного из прототипов бабелевского
Бени Крика. С Мишей (Михаилом Борисовичем Зацем) я познакомился, когда он,
несмотря на свою молодость, был уже известным кинодраматургом, автором
сценария популярного в то время фильма "Ночной извозчик", одной из первых
кинематографических работ гениального украинского актера Амвросия Бучмы.
Ставши киевлянином, а затем и москвичом, Миша сохранил характерную для
одесситов нежную и чуточку хвастливую привязанность к Одессе-маме, у него
была щедрая память и незаурядный дар рассказчика, и в моем сознании
навсегда запечатлелась карнавально-пестрая Одесса, в которой причудливо
сплелись говор и нравы нескольких наций, город отважных подпольщиков и
романтических бандитов, грубоватых, общительных, сердечных, насмешливых,
ленивых и страстных характеров. Миша погиб на фронте в первый год войны,
но у меня до сих пор звучит в ушах его мягкий, слегка пришепетывающий
голос, наливавшийся неожиданной мощью, когда он изображал своих любимых
героев - могучих одесских портовых грузчиков, рыбаков и биндюжников, их
невежественных, но мудрых и сильных духом старейшин, их чуточку
вульгарноватых, но цветущих, пылких и самоотверженных подруг. Вероятно, и
в послевоенной Одессе сохранились какие-то черты сложившейся в моем
воображении старой Одессы, но сегодня они уже не лежат на поверхности.
Впрочем, сестра Александра Ивановича, встретившая меня на вокзале,
оказалась настоящей одесситкой - темпераментной, говорливой, со знакомыми
по одесскому фольклору интонациями. Гостеприимству Валентины Ивановны, ее
страстному желанию помочь мне увидеть сквозь толщу десятилетий любимого
братика Сашу я обязан возможности подробнее рассказать о детстве моего
героя. Мы вместе рылись в картонке со старыми семейными фотографиями,
письмами и газетными вырезками, попутно делились воспоминаниями - она о
первых, а я о последних годах жизни Александра Ивановича. От нее я получил
немногие и оттого еще более драгоценные адреса почтенных ветеранов, бывших
некогда друзьями и сверстниками маленького Саши, с ее помощью мне удалось
больше узнать о семье.
Можно по-разному относиться к проблеме наследственности, но, на мой
взгляд, правильно поступают те биографы, которые начинают исследование
характера своего героя от корня, загодя, еще до его рождения. Значение
воспитания огромно, но не следует забывать и про гены. В том же томе
толкового словаря, где я штудировал обстоятельную статью о героях и
героизме, слово "ген" объясняется кратко: "Некий воображаемый носитель
наследственности, якобы обеспечивающий преемственность в потомстве тех или
иных неизменных признаков и свойств организма". Сегодня, когда существует
уже целая дисциплина, именуемая генной инженерией, определение можно
считать устаревшим, а мою попытку угадать в родителях черты, что-то
объясняющие в характере сына, - вполне законной. Об отце, скончавшемся в
конце войны, мне рассказывали и сын, и дочь; мать я видел сам.
Отец Александра Ивановича, Иван Алексеевич Маринеско, был родом из
Румынии. Может быть, по-румынски он звался как-то иначе, но в семье не
сохранилось воспоминания ни о его прежнем имени, ни о том, когда и каким
образом фамилия Маринеску приобрела украинское окончание "о". Детство у
него было тяжелое, с семи лет остался сиротой, служил у помещика
пастушонком, когда подрос, стал кучером. Затем, будучи парнем трудолюбивым
и смышленым, возвысился до должности машиниста при сельскохозяйственных
машинах. Никакого систематического образования он не получил, но руки у
него, судя по всей его дальнейшей жизни, были золотые. В 1893 году его
призывают во флот, и он становится кочегаром на миноносце. О том, каково
быть кочегаром на "угольщике", современные матросы, знают разве что по
популярной песне "Раскинулось море широко..." - нужно было могучее
здоровье, чтобы выдерживать вахты у топок. Матрос Маринеску выдерживал,
пока его не допек возненавидевший его офицер. В штормовую погоду стоять
огненную вахту особенно тяжело, и когда спустившийся в кочегарку офицер
набросился на матроса с руганью и ударил по лицу, тот, по одной версии,
избил его, а по другой - швырнул в раскаленную топку. Для дальнейшей
судьбы матроса разница в версиях была не очень существенна - в обоих
случаях кочегару Маринеску грозил военный суд и смертная казнь. До суда
Иван Алексеевич содержался в карцере под вооруженной охраной. В одну из
ночей на пост у карцера был поставлен близкий друг Ивана, человек
реши
|
|