|
экспериментального истребителя (на экспериментальном не было некоторых важных
для боевого истребителя агрегатов, прежде всего вооружения), положив в основу
«Сталь-6». По этому заданию в ОКБ НИИ ГВФ был спроектирован истребитель
«Сталь-8» с максимальной скоростью 630 километров в час, то есть с новым, еще
большим скачком скорости – в целых 200 километров… Но, к сожалению, достроить
«Сталь-8» не удалось, в конце 1934 года работа над ним остановилась. Аэрофлот,
как организация гражданская, считал, что военная тема ему ни к чему, а
Глававиапрому ее не поручили… Имелось тут, правда, и одно техническое
соображение. Утверждали, что испарительная система охлаждения мотора слишком
уязвима в бою: достаточно одной пулевой пробоины, чтобы весь пар вышел. Но
можно было, например, разделить систему на отсеки. Способ этот также давно
известен в кораблестроении, заново здесь изобретать нечего. А может, и на
отсеки конденсатор делить не пришлось бы: степень уязвимости испарительной
системы охлаждения, не разделенной на отсеки, была проверена на «Стали-6» в
нескольких испытательных полетах. В конденсаторе вырезали кусок обшивки, и
оказалось, что пар из этой большой «пробоины» в полете не выходит, воду система
не теряет. Наоборот, воздух туда засасывается, так как в системе образуется
вакуум. Летал А.Б.Юмашев – каждый раз дольше чем по полчаса.
А выигрыш в скорости получился бы гигантский для тех лет. Скоростей 630—650
километров в час наши серийные истребители достигли лишь в 1939—1940 годах, с
такими примерно скоростями они летали в начале войны. Первым у нас за этот
рубеж вышел ракетный БИ-1 А.Я.Березняка и А.М.Исаева в 1942 году.
В 1934 году «Сталь-6» была в НИИ ГВФ показана Комиссии Коминтерна – как отчет
Роберта Бартини в верности клятве. От Италии в комиссию входили один из
основателей ИКП Эджидио Дженнари и писатель Джованни Джерманетто.
4
У Бартини было много книг на разных языках, в основном по естественнонаучным
знаниям. Книги – единственное, кажется, что он хранил в относительном порядке,
стеллажи в коридоре даже укрыл пленкой от пыли. А «ценных» вещей в этой
квартире не было; вот разве что несколько искусно сделанных моделей самолетов и
гипсовый бюст под старую бронзу на деревянной дорической колонке – портрет
Бартини, подарок Андрея Петровича Файдыш-Крандиевского. А.П.Файдыш лепил
Королева, Циолковского; как всякий художник, пристрастно искал в своих моделях
наиболее ему самому интересные и близкие черты их характеров. У его
«авиаконструктора Бартини» спокойное лицо, сжатый, непривыкший к смеху рот,
сдвинутые брови с крутым переломом… Бартини был красив, «по-римски» красив, и в
самом деле редко смеялся. А вот что касается спокойствия, то тут, опять скажу,
проявлялась не столько его природа, сколько выработанное умение загонять вглубь
свои порывы, не давать им воли хотя бы на службе. (Дома я его впоследствии не
раз видел расстроенным, даже обозленным. Ему всегда бывало неловко, что он не
сумел сдержаться; и я спрашивал: «Вы устали?» – «Немножко…»)
Шутил он тоже редко и как-то задумчиво… Однажды ему привезли статью о его
работах, написанную для популярного издания. Он ее прочитал, вздыхая, и не
завизировал:
– Здесь много непонятной техники.
– Ну что вы, Роберт Людовигович! Статья побывала у консультантов, в редакции ею
очень довольны…
– Да? Очень?.. Значит, постеснялись признаться, что запутались.
– Что же в ней непонятного? Кому?
– Да… Кому? Мне непонятно.
Кроме книг в квартире Бартини царили модели и фотографии самолетов: «Сталь-6»,
ДАР, «Сталь-7», какой-то большой самолет в ночных огнях бежит по мокрой
бетонной полосе… И здесь же, на стенах, рисунки– простым карандашом и в цвете.
Работы самого Бартини. Насколько они совершенны по исполнению, судить не
берусь: не специалист, а сюжеты – неожиданные для авиаконструктора и не всегда
сугубо реалистические. Значит, их надо было увязывать с чем-то оставшимся «за
кадром». Вот потухающий костер в глухом лесу, сквозь сизый дым еле
просматриваются склонившиеся над костром тени. Олень у горного озера.
Торжественное шествие, поющая толпа, впереди – странный персонаж: одна сторона
лица у него ласковая, другая – жестокая. Дикари катят шестами огромное бревно,
на них смотрят великан и девушка. Юноша и девушка рядом ночью, а в небе горит
не то нездешне яркая луна, не то чересчур близкая звезда. Автопортрет: Бартини,
но почему-то за ним грязное узкое оконце, сквозь которое с ужасом вглядывается
в него молодая женщина…
|
|