|
стали обеспечивать ими своих родственников и друзей в Норвегии. При этом цена
на самовары продолжала падать и скоро достигла критической границы «три
самовара за приемник». «Чейндж» в чистом виде стал задыхаться, потому что
доставка самоваров с материка изза ограничений в перевозимом самолетами багаже
стала пробуксовывать.
Тогда вместо самоваров шахтеры стали предлагать матрешки, хохлому, значки
и прочую сувенирную дребедень, с которой уже выходила на центральные улицы
городов вся Россия. Появились и образцы офицерских и солдатских кителей,
головные уборы сержантов и генералов, иконы и картины. К этому времени
увеличился поток на Шпицберген норвежских и не только норвежских туристов. У
них не было с собой товара для обмена, но у них были деньги!
Деньги даже больше устраивали наших шахтеров, и в Баренцбурге и в
Пирамиде возникли рыночные толкучки, на которых свободные от смены горняки
сидели за сколоченными из подручных средств ящикамиприлавками и вовсю зазывали
к себе приезжих иностранцев. Губернатор Элдринг кривил лицо от такого явного
беспредела, но… терпел и запрещать незаконную, то есть не облагаемую налогами
на прибыль, торговлю не стал. Черт с ними, русскими, пусть торгуют.
«Частные предприниматели», скучая без товара, открыли в себе тлевшие
подспудно таланты и обратились к «живописи» (естественно, с ударением на слоге
«пи»). Они освоили поточный выпуск настенных тарелок с «душераздирающими»
шпицбергенскими пейзажами в стиле тех незабвенных лебедей под луной и курносых
кошечек, которыми торговал в известном фильме с участием Шурика артист Юрий
Никулин. И как ни странно, но товар пошел и пользовался спросом у неприхотливых
норвежских ценителей искусства.
Вскорости дяди в черных дубленых полушубках и в такого же цвета
«зэковках» стали уверенно захаживать в лонгйербюенский «Бутикен» и покупать там
не жвачку и пепсиколу, а радиоприемники, телевизоры, магнитофоны и одежду
«дитям и бабам». В карманах шахтеров, вместо молчаливой угольной пыли, стала
позванивать звонкая норвежская крона. Некоторые копили валюту до дома и
переводили ее в доллары. Худобедно, но у них появился стимул к продлению
контракта с трестом. Из дома шли неутешительные вести о безработице и инфляции,
так что имело смысл с отъездом не торопиться.
Наиболее предприимчивые и приближенные к начальству «чейнджовщики»
приезжали в Лонгйербюен и «толкали» свой товар на самых ближних подступах к
потенциальному покупателю: в аэропорту, у почты, у магазинов. Сначала они
скромно стояли в сторонке, ожидая, когда степенные прохожие обратят на них
внимание, но потом осмелели и стали наседать на лонгйербюенцев там, где их
застигнет случай.
«Командировки» «чейнджовщиков» в норвежский поселок проходили в свободное
от работы время68, и они всеми правдами и неправдами пристраивались к
какомунибудь вертолету или очередному походу баренцбургского портового буксира
«Гуреев» и добиралисьтаки до Лонгйербюена. Часть «привилегированных»
«чейнджовщиков» совершала свои ходки к «норгам» на рудничных снегоходах «Буран»,
причем «самыхсамых» вообще освобождали от работы и отпускали в Лонгйербюен на
несколько дней. В Баренцбурге поговаривали, что последняя категория
«чейнджовщиков» состояла у рудничного начальства на откупе, то есть делилась с
ним основной долей выручки от продажи, оставляя себе какойто процент. Так
появился на Шпицбергенщине и свой доморощенный рэкет.
Похоже, так оно и было, потому что «откупные» «чейнджовщики» практически
не вылезали из Лонгйербюена и пропадали там целыми неделями.
Вот эта «цыганщина» явно не понравилась Л. Элдрингу, и на очередном
четверге он сделал решительный протест в связи с назойливым поведением
«чейнджовщиков» почти у дверей его конторы и потребовал убрать их из
норвежского поселка. Если уж шахтеры хотели «чейнджовать», то пусть делают это
у себя дома.
«Чейнджу» был нанесен серьезный, но далеко не смертельный удар, и, когда
я в мае 1992 года возвращался в Москву, он был вторым (после добычи угля) по
важности занятием русскоукраинских полярников. Прихотливый спрос норвежцев
принимал самые неожиданные формы. Последним криком моды на Западе в начале 90х
годов стали предметы быта советского ГУЛАГа. И хотя на Шпицбергенщине лагерей
НКВД никогда не было, но предметов «архипелага ГУЛАГ» было там в достаточном
количестве. Бесплатная экипировка, выдаваемая шахтерам, как нельзя лучше
подходила для этого. Черные дубленые полушубки и допотопные ватники, черные
цигейковые шапки, черные рукавицы на меху и черные валенки — разве они чемто
отличались от гулаговских?
И шахтеры пустились во все тяжкие, распродавая сначала избытки полярной
одежды (износить за год полушубок, ватник или валенки было практически
невозможно, а администрация исправно снабжала их новыми комплектами), а потом,
исчерпав предназначенные к вывозу на материк запасы, приступили к реализации
только что выданной, являясь на работу в чем попало. Сначала дирекция шахты,
поверив некоторым шахтерским байкам о «пропаже» или «порче» одежды, досрочно
выдавала комплект новой, но потом, убедившись в том, как быстро уменьшается на
складе ворох полушубков и валенок, установила за ее выдачей жесткий контроль.
Но половина содержимого складов успела перекочевать в Лонгйербюен, а
оттуда — в другие столицы мира. Слух о шпицбергенской гулаговщине
распространился, судя по всему, по всей Европе. Когда в Баренцбург прибыла
совместная шведсконорвежская группа журналистов, чтобы сделать репортаж о
жизни российских шахтеров, то первое, о чем они меня попросили, — это
попытаться достать «зэковский» полушубок или, на худой конец, шапку и валенки.
С трудом мы отыскали валенки, которые пошли за сто крон. Обе высокие
|
|