|
уха соотечественника более привычно, более располагающе?..
На этой же блокнотной страничке под телефоном Палёнова - Палена я обнаружил
свою маловразумительную теперь пометку: "мавз. Гриб." Расшифровать ее удалось
довольно быстро: "мавзолей Грибоедова". Но по какому поводу она возникла и как
связана с моим венским знакомым, это я вспомнить не мог. Я напрягал свою память
и так и эдак, я пускался на хитрость, отвлекался, а потом пытался вспомнить
врасплох. Все безуспешно...
Я почти ничего не знал о человеке, который навел меня на след "Пересвета", и
даже эта пустячная пометка могла бы о нем что-то рассказать.
Я промучился несколько дней, пока не приехал в гости к Павлу Платоновичу
Домерщикову, и тот, к слову, предложил мне полистать прекрасно изданный
фотоальбом "Старый Тбилиси". Вот тут-то на глаза попался фотоснимок мавзолея
Грибоедова. Надгробие поэта венчала бронзовая женщина, припавшая к подножию
распятия. Вспомнил!
Там, в клубе "Родина", Палёнов упомянул о своем не то деде, не то прадеде -
герое Отечественной войны, на могиле которого поставлен тот же памятник, что
украшает и мавзолей Грибоедова.
Звоню в Институт искусствоведения, без особой, впрочем, надежды узнать что-либо
по "делу Палена". Задаю один-единственный вопрос: "Кто автор скульптуры на
мавзолее Грибоедова?" После нескольких телефонных переадресовок получаю
исчерпывающую справку: "Автор мемориальной фигуры известный русский скульптор
Демут-Малиновский. В Москве имеются три авторских повторения этого памятника:
одна копия в некрополе Донского монастыря, две другие - на Введенском кладбище".
Визит в Голицынскую усыпальницу Донского монастыря доставил лишь эстетическое
наслаждение, и ничего более. Дева, припавшая к подножию распятия, как две капли
воды походила на свой тбилисский оригинал. Однако оплакивала она некоего
флигель-адъютанта В. Новосильцева, убитого в 1825 году на дуэли.
Еду в Лефортово, на Введенское кладбище, бывшее Немецкое. Обошел все аллеи, все
тропинки, но нигде характерный силуэт монумента так и не попался на глаза.
Неужели в Институте искусствоведения ошиблись?
Спрашиваю о памятнике пожилую женщину в черном служебном халате - не то
привратницу, не то сторожиху.
- Есть такой, да только признать его трудно. Распятие-то злодеи спилили, а
женщина осталась. От главных ворот по центральной аллее пойдете, там ее и
увидите.
Я так и сделал.
На саркофаге красного мрамора бронзовая дева сжимала в руках спилок креста. Я
не успел придумать достойной кары кладбищенским ворам, как в глаза мне ударила
надпись: "Генерал от кавалерии Павел Петрович фон дер Пален"*. Так все-таки
Пален! Не Палёнов, а Пален. И не француз, как мне казалось, а немец - фон дер...
Подозрение на старшего артиллерийского офицера Ренштке пало во многом из-за
его немецкой фамилии. Но мало кто знал на "Пересвете", что и баталер Пален тоже
был выходцем из немцев. Если к Ренштке наведывался какой-то араб с чемоданом
(то мог быть и коммивояжер с образцами товаров), то к Палену за два часа до
взрыва приходили двое штатских. Вроде бы свои...
"В Порт-Саиде, - свидетельствует командир "Пересвета", - находился агент
пароходного общества РОПиТ господин Пахомов, тип очень небольшого удельного
веса, и еще каких-то двое русских, темные типы, избравшие себе знакомство с
кондукторами и нижними чинами, пускаемыми на берег".
То, что агенты РОПиТа в Египте занимались по меньшей мере промышленным
шпионажем, ни для кого не секрет**.
От промышленного шпионажа к военному путь короткий. Порт-Саид кишел
разведчиками воюющих блоков, и перевербовка агентов была делом обычным. Даже
если господин Пахомов состоял на службе русской разведки, его подчиненные по
РОПиТу - двое братьев - могли работать на германцев. Встретив в одной из
порт-саидских кофеен своего давнего знакомого кондуктора Палена,
братья-ропитовцы могли повести такую игру: начали бы оплакивать молодую душу
Палена, идущего на верную гибель в Средиземное море. Война-де кончается,
бессмысленно губить сотни матросских жизней ради того, чтобы перегнать на Север
ржавую, никому не страшную коробку. Было бы в высшей степени гуманно, если бы
какой-нибудь смельчак сумел так повредить корабль, чтобы он надолго застрял в
Порт-Саиде - до конца войны, тогда все остались бы живы.
При такой обработке Палена, когда речь шла не о диверсии на благо Германской
империи, а о человеколюбивом деянии, участники сделки ничем не рисковали, если
бы они открыто предложили Палену от имени его соотечественников солидный куш за
подрыв крейсера. Деньги могли быть обещаны и в первом случае, как плата за риск.
Пален согласился. Он нашел способ подбросить "сигары"-воспламенители в бомбовый
погреб носовой десятидюймовки. Не рассчитал только время взрыва, промедлив на
час.
РУКОЮ ОЧЕВИДЦА. "Шифрованная записка, посторонние на корабле, распущенность
экипажа, доступность к погребам, вообще порядки, которых ни один капитан
торгового, грузового парохода у себя не допустил бы, - писал Людевиг, - делали
на "Пересвете" вполне возможным устройство взрыва со злым умыслом. Если
предположить, что в задание, полученное германским агентом, входило не только
утопить корабль наш, но и загородить Суэцкий канал, то картина будет ясна.
Адская машина, в виде часового механизма, имеющая, скажем, внешний вид
термографа Ришара или барографа, приборов на военных кораблях обычных, с парой
фунтов взрывчатого вещества и ударным приспособлением, была внесена на корабль
|
|