|
Мата Хари
Сэм Ваагенаар
Сэм Ваагенаар
Мата Хари
ПРЕДИСЛОВИЕ
Это первое документальное жизнеописание Мата Хари. Уже почти пятьдесят лет ее
историю пересказывают авторы, собиравшие свои знания о ней исключительно из
слухов. Фактов было не просто мало — они чаще всего вовсе оставались
неизвестными. Потому слухи заменяли правду.
Эта книга построена на фактах. В своих исследованиях о жизни Мата Хари мне
повезло натолкнуться на документы, большая часть которых оставалась до
сегодняшнего дня неизвестной.
Часто упоминаемое в разговорах французское секретное досье о Мата Хари до сих
пор остается закрытым. Только два посторонних человека видели его — Ален Прель,
французский журналист, которому слепой случай дал возможность скопировать часть
этого «дела» — в основном, протоколы предварительного следствия, и я.
Хота французское правительство все еще отказывает общественности в доступе к
этим документам, их содержание почти полностью приведено в моей книге.
Точные подробности обвинительного заключения по делу Мата Хари никогда не были
известны. Так же не были известны имена всех членов военного суда,
приговорившего ее к смерти. В тайне оставался во многом и ход процесса,
особенно как проходило голосование судей. Французское военное министерство
никогда не позволяло никому взглянуть в протоколы судебного разбирательства.
Тем не менее, в этой книге есть и такая информация.
Роль англичан в истории Мата Хари никогда не освещалась. Не публиковавшиеся до
последнего момента документы Скотланд-Ярда позволили мне подробно
реконструировать и эту фазу жизни Мата Хари.
Очень важные личные письма Мата Хари, написанные частью еще до Первой мировой
войны, и письма, которые она отправляла из своей камеры в парижской тюрьме
«Сен-Лазар» позволяют нам по-новому оценить мысли и настроения этой женщины. И
никогда ранее не публиковавшаяся переписка между Мата Хари и ее импресарио дает
нам возможность увидеть ее как женщину, совершенно отличающуюся от сложившегося
у нас в мыслях образа.
И еще ее личное наследие — ее дневники, ее альбомы, доставшиеся мне.
Мой интерес к Мата Хари начался в 1931 году. Именно тогда кинокомпания
«Метро-Голдвин-Мейер» решила снять фильм о Мата Хари с Гретой Гарбо в главной
роли. Фильм должен был показать жизнь Мата Хари и описывал в основном время ее
предполагаемой шпионской деятельности. Как шеф европейского отделения
пресс-службы МГМ я сначала заинтересовался этим делом и потому, что я тоже
голландец, как и Мата Хари.
Мата Хари была казнена французами в 1917 году после судебного разбирательства,
ставшего самым сенсационным шпионским процессом Первой мировой войны. Когда
киностудия планировала предоставить Грете Гарбо роль этой шпионки и танцовщицы,
с того дня прошло 14 лет. Потому я мог предположить, что в Нидерландах живет
еще немало людей, лично знавших Мата Хари. Поездка из Парижа в Голландию,
подумал я, даст мне достаточно материала, который мог бы стать полезным для
рекламы нового фильма.
Но результат этого путешествия превзошел все мои ожидания. На меня нахлынула
волна описаний и сведений, далеко выходящих за рамки моих целей. Я говорил с
братом Мата Хари, с врачом, который лечил ее в Голландской Ост-Индии. Я
проинтервьюировал третью жену ее бывшего мужа. Подробно говорил с адвокатами,
со знакомыми танцовщицы. Я встречался с людьми, работавшими для нее. Я
встретился с художником и ее близким другом, который создал ее различные
портреты. Я беседовал со многими другими людьми, которые ее хорошо знали, и в
воспоминаниях которых она все еще была жива. Но однажды кто-то упомянул имя
одного человека, который, вероятно, знал о Мата Хари больше любого другого ее
|
|