|
вшего мужа,
он кратко прокомментировал его: — У нее плоскостопие и она не умеет танцевать.
Много лет спустя, когда она в возрасте тридцати восьми лет выступала на сцене
его родного города, его спросили, пойдет ли он в театр. Его реакция была четкой
и грубовато откровенной: — Я видел ее во всех возможных позах и мне больше не
на что смотреть.
После ее смерти под стволами расстрельного взвода снова он сказал последнее
слово: — Что бы она ни совершила в жизни, такого она не заслужила.
Сомнительно, что одного лишь искусства Мата Хари как танцовщицы было достаточно,
чтобы ее имя стало нарицательным в английском языке. Несомненно, причиной
этого была связь танца и шпионажа, сделавшая фразу «Она настоящая Мата Хари»
распространенным афоризмом.
Когда Мата Хари родилась в городе Леуварден в северной нидерландской провинции
Фрисланд (Фризия), никто из 27 тысяч ее земляков не мог предположить ее будущей
известности. Ее днем рождения было 7 августа 1876 г. Мата Хари начала свою
жизнь как обычная голландская девочка. Ее звали Маргарета Гертруда
(по-голландски Геертрёйда — прим. перев.) Зелле, и она была дочкой Адама Зелле
и его жены Антье, урожденной Ван дер Мёлен.
Прошлое Мата Хари долгие годы было тайной. Ее место рождения, ее родители и
обстоятельства, принесшие ей славу на парижских сценах — у всего этого было
столько разных лиц, сколько было авторов, описывавших ее жизнь на бумаге. Один
из них называл ее дочерью яванского принца, другой — ребенком голландского
офицера и яванки. Сама Мата Хари с удовольствием добавляла к этим сказкам новые
имена и географические названия. Ее талант импровизации был одновременно
неистощим и поразителен. В разговоре с журналистами она развила в себе шестое
чувство к эффектным историям. Ей мало было приукрашивать факты. Она не упускала
ни одной возможности добавить к своим или чужим выдумкам поражающие воображение
детали. Таким образом, ее жизнь превратилась в яркую и постоянно меняющуюся
смесь из фактов и вымыслов.
Большей частью, преобладали выдумки.
Богатство ее фантазии, уже при ее жизни украшавшее ее славу блеском и
таинственностью, и после казни придавало особую изюминку всем историям о ней. С
годами количество книг о Мата Хари все возрастало. Но большинство писавших о
ней авторов давали абсолютную волю своей фантазии. Точно так же они не
стеснялись упоминать в своих опусах истории — или выдумки — других в качестве
установленных фактов о личной жизни Мата Хари и об ее шпионской работе.
Одну из первых историй о позднейшей Мата Хари придумала сама Маргарета. Эта
история ясно показывает, как умело уже в ранней молодости она смешивала правду
и выдумку. Однажды Маргарета заявила, что ее мать — баронесса. За эту историю
мы благодарны госпоже Ибельтье Керкхоф-Хоогслаг, учившейся с Маргаретой в одной
школе в Леувардене. Тогда Маргарета жила в университетском городе Лейдене. Она
училась на курсах воспитательниц детских садов. Соученица Маргареты привезла
оттуда историю о внезапно объявившейся баронессе назад в Леуварден.
Если ее мать была баронесса, то отец, Адам Зелле, обязательно был бы бароном.
Собственно, он им и был. Но только в разговорах добродушных жителей Леувардена.
Они в шутку называли его бароном, посмеиваясь над его странными идеями и
постоянной тягой к своему общественному признанию.
Как дочь барона Маргарете следовало бы родиться в замке. Позднее, когда она
стала уже знаменитой Мата Хари, добавилась и эта чудная подробность. Ее
аристократическая колыбель, утверждала она, была в Камингхастате, старом
фризском поместье. Реальность была иной. Камингхастате существует и сейчас. Это
красивое здание в центре Леувардена. Его называют «Дом Амеланда». Много лет им
владела семья Камингха. Но колыбелька Мата Хари была в другом доме, хотя и на
той же улице. Из своей спальни она могла каждый день видеть этот старый дом.
Дворянское происхождение, дом, титул, колыбель — все это прекрасно вписывалось
в бурную фантазию и Мата Хари и Маргареты Зелле.
Тем не менее, отец Маргареты не был бедняком. Адам Зелле родился в 1840 году и
всю свою жизнь провел в Леувардене. Он жил на Калдерсе, одной из главных улиц
города, где владел шляпным магазином. Его витрины стали предметом пересудов
жителей города. Он копировал самые элегантные магазины Амстердама. Отец Зелле
всегда выставлял на витрину только один образец. Среди «экспонатов» постоянно
были цилиндр, фетровая шляпа и котелок. Эти три шляпы были в моде в то время.
Бизнес процветал. А так как отец Зелле еще выгодно вложил свои деньги в акции
нефтяной компании, то 1 января 1883 года, когда Маргарете было шесть лет, он
смог
|
|