|
ый ответ другой нанёс ему удар
наугольником в левую грудь заставивший его покачнуться. Пришедши в себя Хирам
пробежал к западной двери — единственное оставшееся средство уйти но этот
проход стерёг третий который спросил его в том же смысле и получил такой же
ответ нанёс ему страшный удар по голове каменщицким молотом что и причинило ему
смерть.
После того убийцы вынесли тело Хирама в западную дверь и скрыли его под
мусором до двенадцати часов следующей ночи когда они по уговору сошлись и
похоронили его на скате холма в могиле в шесть футов глубиной вырытой от
востока к западу" 51.
Таким образом Хирам был убит; преступников же впоследствии изобличили и
наказали смертью. Поздние ритуалы посвящения в каждую из степеней представляли
собой «театрализованное повторение» эпизодов этой легенды. Приёмные залы
масонских лож были убраны чёрным и украшены символами смерти. Посвящаемому
наносили символические удары, изображающие раны Хирама. В конце церемонии ему
вручались знаки масонского достоинства, а также орудия-атрибуты символизирующие
принадлежность к каменщикам.
В XVIII-ом веке масоны приобрели особенно большую силу и популярность. Начиная
с 1722-го года их организации распространились по Шотландии и Англии, Франции и
Испании, Баварии и Пруссии.
В отличие от розенкрейцеров, масоны довольно быстро разработали сложную
систему посвящений «градусов», в которой было от трёх до тридцати трёх
различных степеней, каждой из которых соответствовала своя доля информации.
Свой «градус», а тем самым и свою степень посвящения в тайны организации каждый
масон обязан был хранить в глубокой тайне.
Сколько бы ни было степеней, все они, в сущности, представляют собой градации
трёх важнейших: ученика, товарища и мастера. Ученик "должен почувствовать свою
тьму, пороки и научиться работать, повиноваться и молчать; ему вручалась
лопатка мастерок, которую он должен был "полировать своей работой. В
обязанности товарища входило научиться «изощрять свой разум» и ощущать
астральный план. Мастер же был учителем, «гуру», осознавшим идею жизни и смерти
имеющим ключ к пониманию всех трёх степеней духовного роста.
В символике масонов преобладает атрибутика всё той же легенды о строителях
храма Соломона угольник и циркуль, фартук и лопатка-мастерок. Кроме них
фигурируют ещё «Пламенеющая Звезда» и раскрытая книга.
Масонскую символику можно встретить в самых неожиданных местах. Например на
однодолларовой банкноте находится изображение масонских символов: пирамида с
«Оком Божиим» наверху и щит Давида в виде двух наложенных друг на друга
тетрактид 13 звезд. Это легко объяснимо поскольку и Бенджамин Франклин и Джордж
Вашингтон первый президент США были членами масонских лож.
Впрочем одни и те же символы можно толковать по-разному. Так и масону на
каждой новой ступени посвящения открывали новый смысл символа — более высокий.
К примеру «Око Божие» — лучезарный треугольник со стилизованным глазом внутри —
для ученика трактовался как символ внимания, познания триединства всего сущего;
для товарища — символ невидимого света, "третьего глаза; для мастера это —
Солнце свет и опора нашей солнечной и десятичной системы, но также и Бог
Непознаваемый, Саваоф гностиков, Абсолют буддистов, Дао, Единое, одним словом —
великая Истина Космоса 1.
Считается что в первым русским масоном был Пётр I Великий. Будто бы сам
Кристофер Врен знаменитый основатель новоанглийского масонства посвятил его в
таинства Ордена. Предание это находит себе косвенное подтверждение в том
высоком уважении которым имя Петра пользовалось среди русских масонов XVIII-го
века.
Первое же безусловно достоверное свидетельство о начале деятельности масонов в
России относится к 1731-му году когда английский гроссмейстер Великой
Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным
великим мастером «для всей России». Масонский кружок Филипса собирался весь
период правления Анны Иоанновны.
Но настоящая история масонства в России начинается лишь в семидесятых годах
XVIII-го века, когда одновременно возникают две масонские системы
пользовавшиеся огромным успехом в обществе. Ложи этих систем — Елагинской и
Циннендорфской — работали в первых трёх степенях иоанновского или
символического масонства преследовавшего цели религиозно-нравственного
воспитания человека. Члены ложи приобретали более широкие чем раньше
религиозные понятия глубоко задумывались над вопросами веры и нравственности.
По меткому сравнению Павла Милюкова русское масонство — это толстовство
XVIII-го века, с его проповедью личного самосовершенствования и убегания зла.
В 1822-ом году был издан указ запрещающий масонские ложи в России. От масонов
требовались подписки о непринадлежности впредь к ложам и тайным обществам. До
сих пор неясны мотивы издания такого указа. По всей видимости они заключались в
том предубеждении которое имел император Александр против европейского
либерализма. Когда за границей началось преследование тайных обществ русскому
правительству показалось что отечественные ложи также представляют опасность.
* * *
С течением времени обряды и символика масонства трансформировались. Изменились
и задачи которые ложи ставили перед собой. В частности масоны всё больше и
больше увлекались политикой. Это не могло не сказаться на успехе их
эзотерических изысканий. «Реальное поведение братьев-масонов ничуть не
соответствовало проповедуемым ими идеалам», — констатировал Морамарко 1.
Хотя отдельные ложи, а особенно — российские, очень старались приобщить своих
адептов к делу познания мироустройства и помочь им стать «новыми людьми»,
удавалось это крайне редко. «Нужно, — писал князь Владимир Одоевский, — чтобы
человек в первую очередь
|
|