|
Марк Васильев
Россия-Испания. Два пика революции между двумя мировыми войнами
Годовщина Октябрьской революции 1917 года, до сих пор отмеченная красным днем в
российском календаре, может показаться при взгляде со стороны небывалым
парадоксом. Не так просто найти аналогию, когда политики и официальные
масс-медиа в преддверии некой даты, именуемой национальным праздником, с
поразительным единодушием предают памятное событие проклятию, из года в год
объявляют о бесповоротном разрыве с его наследием. «Погребальный звон» к
80-летию Петроградского вооруженного восстания едва не был дополнен реальной
похоронной церемонией. Речь идет о захоронении в земле праха Ленина. Ритуальный
смысл этого мероприятия, прикрываемый разговорами о «воле умершего», о
православных обычаях, был достаточно ясен: забить наглухо и закопать в землю
гроб со зловещим призраком коммунизма.
Примечательно также, что негативное отношение к Октябрьской революции свело
воедино казалось бы, полярные позиции непримиримых противников. Слово
«большевизм» является ругательным не только для тех, кто придерживается
либеральной ориентации, но и для так называемой «народно-патриотической
оппозиции», к которой причисляет себя и КПРФ и другие партии, называющие себя
коммунистическими.
Если либералы трактуют революцию как мятеж группы заговорщиков, разнуздавший
низменные инстинкты толпы, то в глазах «национал-патриотов» она была «смутным
временем», потрясением государственных основ, а сталинский переворот,
завершившийся уничтожением большевистского поколения - реконструкцией основ
традиционной российской государственности, необходимых для превращения СССР в
сверхдержаву. Близость этих позиций, являющихся, по сути дела, зеркальным
отображением друг друга, отчасти объяснима воспитанием идеологов обоих
противоборствующих течений в стенах идеологической школы КПСС. Эта школа, при
всем показном пиетете перед Октябрьской революцией, трактовала ее в лучших
традициях сталинизма: как переворот, осуществленный партией - демиургом истории,
«железной гвардией» большевиков во главе с никогда не ошибающимся вождем. В
соответствии с этой схемой, СССР рассматривался как безусловный гегемон
мирового революционного процесса, а официальное признание получали только те
революции, чье развитие вписывалось в геополитические расчеты кремлевской
верхушки, а сценарий зачастую разрабатывался в московских мозговых центрах...
Задолго до распада СССР все «неподконтрольные» революции встречались партийной
верхушкой СССР весьма сдержанно, а информация о них, подаваемая в прессу,
тщательно препарировалась. Демонстративным примером этого может служить
советская историография Гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг. Научные и
публицистические издания, отредактированные мемуары очевидцев, издаваемые с
конца тридцатых годов, содержат немало страниц, описывавших революционные
события в Каталонии как «царство испанской махновщины». Уже в 60-70-е годы
авторами этих книг и статей муссировались тезисы о «казарменном коммунизме»,
«путчизме», о тотальной экспроприации в городах и насильственной
коллективизации в деревне. Часть этих теоретиков, поступив ныне на службу к
правящему в России режиму, с легкостью репродуцировала вышеуказанные штампы, но
уже в виде обвинений большевикам. Эти же обвинения, сдобренные хорошей дозой
антисемитизма, подхвачены и оппозиционерами - «государственниками».
Отрицание либералами и национал-патриотами революционного фактора закономерно
ведет к их совместной апологетике российского (а, зачастую, и сталинского)
этатизма. В последние годы появились солидные издания, вышедшие с официальной
санкции членов правительства, где сталинский режим представлен как легитимный
правопреемник Российской империи. Об Октябрьской революции при этом либо
умалчивается, либо она трактуется очень своеобразно: как смена одного
государственного аппарата другим - «более пригодным для решения качественно
иных задач»[1]. Неудивительно, что теоретикам подобного рода видится гораздо
логичнее и понятнее сталинская «революция сверху» 1929-1933 гг., завершившаяся
насильственной коллективизацией. Неодобрение последней не мешает им рассуждать
о ее трагической необходимости, сопоставлять с реформами Петра I, двинувшими в
Европу византийско-варварскую Россию. Сам Сталин видится при этом как реалист,
мастер маневра и дальновидный политик, сумевший завоевать партию и оттеснить
главного конкурента - Троцкого, одержимого демона мировой революционной утопии.
Почвой для подобных спекуляций является концепция о некоей уникальности
исторического пути России в XX веке, неповторимости революции 1917 года и
связанных с ней событий в других странах. О Парижской коммуне, давшей на
короткое время власть в руки рабочих организаций в одном из крупнейших городов
Европы, вспоминают все реже. Вероятно, за давностью событий.
Вместе с тем, слова Джона Рида о 10-ти днях, которые потрясли мир, выразились в
конкретных вехах мирового революционного процесса, инициированного Октябрьским
вооруженным восстанием в Петрограде. Эти вехи: революционные события в Германии
1918, 1923 гг., Венгрии 1919 г., Всеобщая стачка в Англии 1926 г.,
революционные потрясения в Иране, Китае, подъем антиколониальной борьбы в
Юго-Восточной Азии.
Среди всех этих событий наиболее ярко выделяется революция и гражданская война
в Испании. В июле 1936 года на волне антифашистского восстания на большей части
территории Испанской республики власть на местах перешла в руки революционных
комитетов, сформированных партиями и организациями пролетариата, выступавшими
под лозунгами уничтожения частной собственности, переустройства экономической
жизни страны на социалистических основах.
Испанская революция, несмотря на обилие исследований, мемуарных свидетельств и
|
|