Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Военные мемуары :: Испания :: Александр ОКОРОКОВ - Испания. По разные стороны баррикад.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 16
 <<-
 
Без негодования нельзя прочесть ребяческое письмо русского белого офицера, 
напечатанное в "Часовом" и, увы, перепечатанное очень многими эмигрантскими 
газетами, в том числе и "Царским Вестником". 
Он, видите ли, "счастлив, что исполняет свой долг", как будто борьба за 
испанское благополучие составляет долг русского офицера! Нам важно истребить 
русских большевиков, а на испанских нам должно в высшей степени наплевать. 
Пусть нам не морочат голову надоевшей пошлятиной, что борьба с "мировым злом" - 
наше "общее дело". Почему это вдруг сделалось "общим делом" сейчас, в 1936 году,
 а не было им в 1917, 1918, 1919, 1920, 1921-м ? Что делали тогда эти 
посылающие нам сейчас свой привет г.г. испанские офицеры? Где они были тогда? – 
Под, Тихорецкой? Армавиром? Царицыным? Харьковом? Или, быть может, под Киевом и 
Орлом? Во всяком случае, опоздав к Московскому походу, они успели, конечно, 
прибыть к перекопским боям? Под Каховку? Где они были тогда? Много ли их стояло 
в строю наших офицерских рот? 
Изнасилованные испанские женщины, расстрелянные испанские священники… Подумаешь,
 нашли, чем разжалобить! А наших русских женщин кто-нибудь жалел. А тысячи 
замученных русских священнослужителей нашли разве отклик в чьих-либо сердцах - 
французских, немецких, испанских? Это, небось, не было тогда "общим делом". 
Что за негодование: разрушен Альказар! А когда Иверскую сносили, кто из них 
возмущался? А когда разрушали старейший наш храм - Десятинную церковь, 
воздвигнутую еще Владимиром Красным Солнышком - кто из г.г. испанцев тогда 
возвысил свой негодующий голос? Укажите мне испанца, который протестовал бы 
против уничтожения храма Христа Спасителя! - Не знаете: Вот и отлично. А я зато 
укажу вам русского офицера, туберкулезного, без права на труд, с отобранным 
паспортом, которым не так давно - всего несколько месяцев тому назад - г.г. 
правые испанцы и г.г. правые французы перебрасывались, словно мячиком, через 
Пиримеи! Вот этот наш искалеченный и гонимый русский штабс-капитан заслуживает 
в тысячу раз более нашего внимания и сострадания, чем все испанские патеры, 
взятые вместе. 
Испанский "капитан Х" шлет привет русскому офицерству. Запоздало это ненужное 
приветствие на целых 17 лет. Отчего они не посылали нам, русским, свой привет в 
1919 году? Или это тогда не было "Общим делом"? 
Победят белые испанцы - полпредство попрежнему останется в Мадриде (либо 
удалится оттуда на самое непродолжительное время). А русских офицеров, имевших 
наивность (и более чем наивность) сражаться в их рядах "за общее дело", 
немедленно же выставят вон из Испании как "нежелательных иностранцев". Да еще, 
чего доброго, предъявят им обвинение в советской пропаганде - как то всегда 
было в обычае у испанцев в отношении белых русских эмигрантов. 
Когда наконец мы поймем, что иностранные националисты - будь то испанские 
белогвардейцы, французские "огненные кресты", немецкие наци и итальянские 
фашисты - такие же враги нас, русских эмигрантов и нашей Родины, как и 
преследуемые ими коммунисты? Не спасать их надо, а повторить мудрые слова 
Тараса Бульбы: 
- Чтоб они подохли все, собаки!"7. 
В № 524 (1936 г.) "Царского Вестника" был опубликован ответ генерала 
Скородумова на статью А.А.Керсновского, в котором он высказал свою точку зрения 
на испанскую проблему. В частности, он отмечал: "…что испанцы, немцы, японцы, 
французы все равно нас за это никогда не отблагодарят, то русский офицер с этим 
считаться не может, русский офицер должен быть рыцарем всегда и всюду и, будучи 
убежденным антибольшевиком, должен уничтожать большевиков в любой испанской, 
французской, немецкой и других территориях, ибо если французы, испанцы, японцы 
и т.д. поступают отрицательно, то это далеко не значит, что и русские офицеры 
должны поступать так же. 
Но естественно, что, принимая участие в гражданской войне, русские не должны 
рвать зубами Мадрид, Париж и т.д., ибо на черта они нам нужны, мы должны только 
помогать, но не освобождать. 
Но принимать участие в гражданской войне, и обязательно в русских единицах с 
возможно меньшими потерями, сберегая силы для последнего решительного боя под 
Москвой, русские обязаны. 
/…/. Честь и слава русским офицерам, воюющим против большевиков, хотя бы в 
Испании. 
Пускай сперва подохнут все большевики, а потом при первом же случае мы 
поговорим и все припомним иностранцам, но сейчас это преждевременно"8. 
Продолжая свою мысль в отдельной листовке, озаглавленной "Что такое 
большевизм?"9 М.Скородумов пишет: "Не все ли равно, по какому месту бить 
большевиков: по морде, по затылку или по пятке, т.е. бить ли в России, в 
Испании или в Японии! Главное, бить и не дать опомниться! Где высунется красная 
морда, там и трах по морде"10. 
Известно, что многие из белых русских эмигрантов хотели отправиться на помощь 
испанским национальным силам. Есть сведения, что Гвардейский казачий дивизион в 
Югославии вел переговоры со штабом генерала Франко о переброске дивизиона в 
Испанию. Но переговоры ничем не закончились. Казаки поставили условием 
обеспечить в случае гибели или инвалидности семьи пострадавших, что испанцы не 
смогли принять11. Сохранилось также упоминание о попытках перебраться в Испанию 
из Палестины членов ВНРП (Вонсяцкого)12. 
В своих неопубликованных воспоминаниях поручик (капитан) инженерных войск Савин 
пишет, что в этот период переброска русских добровольцев в армию Франко была 
одной из главных целей РОВС. Возглавлявший его генерал Миллер видел в этом 
единственный способ уберечь от уничтожения кадры Союза, в первую очередь на 
территории Франции, подвергавшиеся гонениям. Эта идея была поддержана 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 16
 <<-