|
Я и сейчас убежден, что этот матч не мог быть выигран только за счет
превосходства в технике или верно избранной тактики. Все решало мужество людей,
и потому нам заранее казалось важным внушить ребятам както незаметно,
ненавязчиво – так, чтобы получилось, будто они сами пришли к этой мысли, что мы
не только физически подготовлены лучше, лучше катаемся, овладели техническим
мастерством, что наша тактика рациональна и сулит нам победу, но самое главное
– нужно было сказать, что мы и более мужественны, хоть там есть Бревер и Боуэнс,
экспрофессионалы. Нам нужно было сказать ребятам, что они и сильнее и
спокойнее, что они и подраться могут умело, и выдержки вместе с тем им не
занимать. Но сказать все это надо было так, чтобы ребята поверили в наши слова,
чтобы наши мысли стали их мыслями, убеждениями, чтобы ни у кого не осталось и
толики сомнения. Так мог ли это говорить человек со стороны? Человек, знающий
хоккей хуже, чем мы, тренеры? Разве поверили бы ему спортсмены? Нет, это могли
сказать только те, кто трудится с ними на льду изо дня в день, кто переносит с
ними радости и горести, кого вместе со спортсменом и хвалят и ругают.
Бесценность тренерского совета в том и состоит, что хоккеист имеет
основание верить каждому слову тренера.
Вот почему я сомневаюсь в необходимости и целесообразности иметь в команде
какуюто дополнительную фигуру психолога.
Однако если бы нам, тренерам практикам, кто давнымдавно расстался с
учебной аудиторией, читали бы ежегодно, курс психологии, рассказывали о ее
новейших достижениях, это было бы, скажем прямо, совсем нелишне.
Тренер… Специалист… Психолог… Учитель… Режиссер…
РЕЖИССЕР, каждый спектакль которого должен, быть посвоему новым.
Театральные критики утверждают, что не может быть двух совершенно одинаковых
спектаклей. Образ, созданный актером, живет только вместе с ним. Сегодня артист
играет так, а завтра уже несколько иначе. Появляются или, напротив, исчезают
какието черточки или детали образа. Он, этот образ, рождается вновь? в
присутствии зрителей – на каждом спектакле.
И игра хоккейной команды в каждом новом матче не может быть повторением
той игры, что была показана в предыдущей встрече. Каждый хоккеист, как и актер,
чтото прибавляет к своему мастерству, какието игровые черточки, детали,
навыки.
Но в отличие от театрального режиссера, работа которого над спектаклем к
премьере в целом уже заканчивается, хоккейный режиссер – тренер обязан к
каждому спектаклю (а наши спектакли – это матчи) готовить какуюто новинку.
Иначе просто нельзя. Иначе соперники смогут приладиться к нам, к нашей игре,
найти для нее какоето противоядие…
Тренер… Учитель… Психолог… Режиссер… Специалист…
СПЕЦИАЛИСТ, который обязан постоянно, ежегодно, ежедневно опережать в
собственном совершенствовании самых талантливых своих воспитанников. Тех, кому
отдаешь себя до конца.
Противоречие, которое невозможно устранить. Чем более успешно вкладываешь
ты свои знания и опыт в руки своих младших товарищей, тем сильнее, взрослее,
умудреннее становятся они и… тем большего ждут они от тебя. Они верят в тренера,
верят, что он знает все. Что он может каждому объяснить, в чем его сила и его
слабость. Может каждому помочь отыскать пути к совершенствованию мастерства.
Не просто это и не легко быть все время впереди. В поиске, в раздумьях.
Тем более сейчас – в пору совершеннолетия нашего хоккея, когда известно,
казалось бы, уже почти все.
И всетаки работа тренера – это счастье.
Потому что ты всегда молод. Всегда в поиске. Всегда в движении.
Потому что радость и счастье, пришедшие к твоему воспитаннику, – это и
твоя радость, твое счастье: значит, не зря прошли годы напряженного труда.
Потому что вот сейчас, сию минуту к тебе подъезжает семнадцатилетний
паренек, дебютант команды, и, немного смущаясь (он, чудак, стесняется, что
чегото не знает!), с огромной верой в тебя и с великой надеждой спрашивает.
– А почему у меня не получается?..
Герои Вены
ВРАТАРИ
Виктор Коноваленко («Торпедо», Горький). Слесарь. Заслуженный мастер
спорта. Чемпион мира и Европы 1963–1967 гг. Олимпийский чемпион. Третий призер
чемпионата мира 1961 г. Второй призер чемпионата Европы 1961 г. Родился в
1938 г. Рост 168 см. Вес 76 кг. За сборную СССР впервые выступил 2 марта 1961 г.
(против сборной США). Всего за сборную провел 67 матчей.
Виктор Зингер («Спартак», Москва). Столяр. Заслуженный мастер спорта.
Чемпион мира и Европы 1965–1967 гг. Родился а 1941 г. Рост 172 см. Вес 68 кг.
За сборную СССР провел 23 игры (впервые 26 февраля 1965 г. против Канады).
ЗАЩИТНИКИ
Александр Рагулин (ЦСКА). Лейтенант. Заслуженный мастер спорта. Чемпион
мира и Европы 1963?1967 гг. Олимпийский чемпион. Третий призер чемпионата мира
1961 г. Второй призер чемпионата Европы 1961 г. Родился в 1941 г. Рост 185 см.
Вес 101 кг. Сыграл 102 матча за сборную СССР (дебют состоялся 8 января 1961 г.
с командой Швеции). На чемпионатах мира забросил 12 шайб.
|
|