|
становления новой тройки крайне важно иметь в ней опытного мастера, который
сможет повести за собой молодежь, руководить ее игрой, подсказывать, когда
нужно, молодым хоккеистам наиболее правильные решения. И потому окончательное
решение тренерского совета было таково: вместе с молодыми поставить Фирсова.
Эксперимент оказался удачным, ибо такой выдающийся мастер, каким стал
сейчас Фирсов, может (повторяю, я в этом убежден) играть в любой тройке без
всяких предварительных тренировок.
Нас, откровенно говоря, смущало перед матчем другое. Ведь Толя – ближайший
друг Вали Сенюшкина, они дружат семьями.
Но оказалось, мы зря допускали даже самую мысль, что Фирсов может чтото
неправильно понять и обидеться на друга. Толя, оставаясь верным другом
Сенюшкина, тем не менее сделал все возможное, чтобы молодежь провела матч
успешно. Я слышал, как объяснял он ребятам их ошибки, подсказывал, как надо
играть в той или иной ситуации, как он старался играть на них, а порой – в
первое время – и за них.
И я подумал, насколько же важна дружба в коллективе, та большая дружба,
что сплачивает спортсменов, учит их быть принципиальными, заставляет забывать о
личных привязанностях и поступать так, как это нужно всему коллективу.
Эта же дружба, думаю, руководила Костей Локтевым и Виктором Кузькиным,
когда они искренне и горячо поддерживали младших товарищей, поздравляли их с
успехом и чтото объясняли в те минуты, когда оба звена – и самое опытное и
самое молодое – ожидали своей очереди выйти на лед.
А Толя Фирсов оказался еще и неплохим педагогом. Он помогал Виктору и
Володе очень спокойно, доброжелательно, тактично, ничуть не кичась своим
опытом: он советовался с ребятами как с равными ему по классу мастерами, и
ребята, особенно немного мнительный Полупанов, буквально расцветали от такого к
ним уважения.
Новая тройка выиграла, как я говорил, свой первый матч с крупным счетом.
Это и обрадовало меня, и если быть до конца откровенным, немного обеспокоило. Я
вдруг испугался, что такая победа может быть воспринята молодыми хоккеистами
неправильно. Вскружит им голову. И потому (заранее оговариваюсь, что не уверен
в правильности своего решения) я специально постарался найти в игре Викулова и
Полупанова недостатки. Подчеркиваю – если бы их, этих недостатков не было, я
придумал бы их. За игру оба получили по «четыре».
А на следующей тренировке я предложил Полупанову особенно настойчиво
поработать над пасом в одно касание, а Викулову – над точностью броска. Для них
был введен дополнительный час занятий.
Ну, а что же Анатолий Фролов, третий нападающий из этого звена?
Он вначале, когда для него была создана обнадеживающая обстановка, подавал
надежды, стал в составе ЦСКА чемпионом страны, получил золотую медаль. Но время
шло, а Анатолий остановился в своем росте. Ему, конечно, было нелегко:
запасному хоккеисту всегда труднее, чем игроку основного состава. Фролов както
сник, понизил требовательность к себе, и мы вынуждены были отказаться от его
услуг.
Приход игрока в команду
Конечно, когда в команду мастеров приходит спортсмен из нашей хоккейной
школы, дело обстоит просто. Он был все время на глазах. И он нас знает, и мы с
ним хорошо знакомы. Так было и с Викуловым, Полупановым и другими.
Но все значительно усложняется, когда в команду приходит сложившийся игрок
из другого коллектива, Как его ввести, в новую обстановку, как приобщить к
нашим интересам, как сдружить с ребятами? Ведь он в чемто, может быть, виноват
перед тем прежним своим коллективом, перед бывшим тренером. И потому вполне
объяснима определенная настороженность и даже недоверчивость ребят.
Я всегда стремлюсь совершенно конкретно знать мотивы ухода из прежней
команды, чтобы он по таким же точно причинам не покинул через годдва и нас И я
считаю, что слияние нового игрока с командой не должно быть искусственным. Не
надо вводить его в коллектив по принципу «любите и жалуйте».
Вряд ли стоит обнадеживать новичка, уверять, что ребята его сразу же
примут. Ведь на его месте ктото до этого играл, и у того, ушедшего, были
товарищеские связи с оставшимися, и ребятам прежнего товарища, может быть, жаль.
Вероятно даже, что у них есть какаято обида на тренера за своего старого
товарища и они переносят эту обиду на новичка… Не нужно дебютанта и намеренно
хвалить. Пусть заслужит добрые слова и уважение новых своих товарищей
собственными усилиями.
Чрезвычайно интересна и проблема ввода молодого хоккеиста в уже
устоявшееся, сыгранное звено. Как режиссер беспокоится о целостности спектакля,
вводя нового актера на какуюто роль, прибегая к замене, порой вынужденной, так
и тренер должен непременно помнить о сохранении прежней силы звена, бережно
хранить его игровые тактические связи.
Говорят, что в искусстве крайне важно быть всегда в поиске; актер призван
даже в давно разученной роли искать чтото новое, не останавливаться на однажды
найденном, постоянно обогащать какимито дополнительными штрихами.
В спорте такое творческое понимание своего амплуа, своих игровых функций
не менее важно. Здесь не только зритель, но и соперник заставляет тебя все
время идти вперед, придумывать, отыскивать, разрабатывать, утверждать чтото
новое.
Очевидны успехи звена Полупанова в последнем сезоне. Эта пятерка
хоккеистов сделала заметный шаг в уровне своего искусства. Звено бросило вызов
|
|