|
большими бутылками водку и обсуждаем проблемы прыжков. Но если уж вы считаете
себя журналистом, то не надо задавать идиотских вопросов!
– Почему «идиотских»? – искренне удивилась американка.
– Потому что он – Николаев, – последовал убийственно ледяной ответ…
–
Как она может относиться к таким людям?
– продолжал тренер. –
Хорошая или плохая, она прежде всего профессионал. И не прощает дилетантства
другим. Замечает, кстати, не только плохое. Была удивлена, например, разговором
с вами после первой программы. Тем, что именно вы сказали ей, что она хорошо
каталась
.
– Я сказала это совершенно искренне. И имела в виду не только прыжки.
– Я не берусь судить, насколько программа Оксаны хороша с художественной точки
зрения. Так получилось, что я всегда отвечал лишь за спортивную часть.
Остальным занималась Змиевская. Но отношение к этой программе у меня есть свое.
Во-первых, ее очень тяжело выкатать. Она рваная. Остановки – и тут же полный
ход. Такую программу даже без прыжков доехать тяжело. Когда в первый раз мы ее
сделали целиком в конце сентября – минут десять отдышаться не могли. А на
соревнованиях Оксана с улыбкой на лед ушла. Во-вторых, катается она не для
денег. Ей интересно попробовать на льду что-то новое. И у меня, и у Саши Жулина,
который ставил Оксане обе программы, были и раньше интересные идеи. Не было их
реализации. Сейчас же Оксана к этому готова.
– Рассказывала, что вы так за нее переживали…
– Это нормальное явление. Мне ведь без разницы, какие соревнования.
Переживаешь-то не за результат, а за исполнение. Вообще я понял, что чем больше
знаешь фигурное катание, тем тяжелее стоять за бортом. Ведь очень часто тренер
видит, что элемента не будет, значительно раньше, чем спортсмен на него пошел.
А исправить ничего уже не можешь.
– У Баюл остались спортивные амбиции?
– Конечно. Она же олимпийская чемпионка. А олимпийскими чемпионами не
становятся. Ими рождаются. Вспомните, сколько было классных фигуристов, которые
не выдерживали Олимпиад. Саша Фадеев, Курт Браунинг. Профессионалы до мозга
костей, с прекрасной техникой, уникальными артистическими данными. Выигрывали
всё. Кроме олимпийского золота. К Играм девяносто второго года мой же ученик
Слава Загороднюк был готов на тысячу процентов! По техническому оснащению
начиная с пятнадцати лет был, что называется, впереди планеты всей. А в
результате – восьмое место. Ко второй Олимпиаде – в Нагано – был готов не хуже,
и снова короткая программа без двух элементов. И пример Оксаны, которая, между
нами говоря, имела в Лиллехаммере гораздо больше шансов проиграть, чем выиграть.
Вот и все. Высший олимпийский титул – он не для каждого. Но титул этот очень
осложняет жизнь…
* * *
Стать чемпионкой мира среди профессионалов Баюл так и не довелось. Баттон, при
всей своей гениальности и предприимчивости, оказался плохим бизнесменом. В
2000-м он привлек к проведению чемпионата новых спонсоров. А чуть позже по ряду
личных причин решил продать свою компанию «Candid Productions», которая
официально занималась организацией многих профессиональных турниров, включая
чемпионат в Вашингтоне, партнеру по бизнесу – фирме «SFX».
Кто знает, возможно, именно с этого момента фортуна решила прервать контракт с
легендарным экс-фигуристом. У «SFX» дела не заладились, и турнир перешел к
«IMG». Пока это происходило, Дик согласился тряхнуть стариной в одном из
телевизионных шоу-проектов и сам надел коньки. Выполняя простенький одинарный
аксель, не удержался на ногах и упал, ударившись головой об лед. Дальше были
два месяца комы. А придя в себя, Баттон узнал о том, что вместе с продажей
фирмы лишился возможности проводить чемпионат в Вашингтоне. Попытки решить дело
в свою пользу через суд успехом не увенчались. Торговую марку «Профессиональный
чемпионат мира» Баттон сохранил. Но право проводить соревнования фигуристов во
второй уик-энд декабря на льду вашингтонского MCI Center перешло к другим.
Собственно, новые владельцы совершенно не пытались претендовать на то, чтобы
сохранить турниру статус мирового чемпионата. Они и так получили предельно
раскрученное с точки зрения популярности и рекламы мероприятие. А с точки
зрения чистого бизнеса было гораздо выгоднее позаботиться о пересмотре более
глобальных вещей. Например, вопроса о телевизионном показе соревнований
(официальное название которых получилось достаточно уклончивым – «Skaters
Championships» – «Чемпионат фигуристов») в прямом эфире.
Вряд ли тогда кому приходило в голову, что это будут уже совсем другие
соревнования. Из живого, созданного и выпестованного Баттоном существа ушла
душа…
|
|